После майских каникул российские кинотеатры снова вернулись к так называемому предсеансовому обслуживанию — показу голливудских новинок в тандеме с отечественными короткометражками. В киноафишах Москвы, Хабаровска, Питера, Чебоксар, Перми (далее везде) — десятки зарубежных фильмов, не имеющих прокатного удостоверения на территории РФ. Несмотря на угрозы со стороны Минкультуры, кинотеатры вынуждены идти на такой шаг, чтобы сводить концы с концами.
А ведь начиналось все так красиво! Пиратскому контенту приказано было дать если не последний, то уж точно решительный бой. В начале апреля Ассоциация владельцев кинотеатров (АВК) призвала приостановить все виды показа нелегальной голливудской продукции в период с 18 апреля по 12 мая и сделать ставку на отечественное кино. С аналогичным призывом выступили крупнейшие кинопрокатные компании «Централ Партнершип», «Атмосфера Кино», «Каропрокат». Плюс стараниями Минкультуры был перенесен на более поздние сроки легальный показ британского военного боевика «Министерство неджентльменских дел» в постановке популярного у нас Гая Ричи. Словом, российскому кино был дан зеленый свет...
Итоги громкой акции оказались, мягко говоря, скромными. Прокат наших фильмов («Летучий корабль», «Блиндаж», «Сто лет тому вперед», «Семь черных бумаг», «Любви не бывает?», «Как я встретил ее маму» и ряда других) не принес ожидаемых результатов. Сборы кинотеатров, решивших отказаться от «параллельного проката», в период длинных майских выходных снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 100 млн рублей. Если в пиковый период с 4 по 9 мая 2023 года в кинозалы пришли 1,9 млн человек, то с 9 по 12 мая нынешнего года — только 1,4 млн зрителей. По словам председателя АВК Алексея Воронкова, майские праздники должны были собрать кассу как минимум в полтора-два раза большую, чем получилось в итоге акции.
Владельцы кинотеатров особенно надеялись на фильм «Сто лет тому вперед» в постановке Александра Андрющенко, которому были созданы идеальные прокатные условия. Фильм, содержащий ряд мрачных, жестоких сцен с кровью и драками, получил щадящий возрастной рейтинг 6+, хотя раньше 12 лет, как на мой дедовский вкус, показывать его детям нежелательно. Но в Минкультуры решили: ничего страшного, пусть смотрят. Вдобавок у «Ста лет» не было конкурентов со стороны легальных зарубежных новинок и голливудских хитов, вышедших в теневом прокате.
В этой ситуации были ожидания, что сборы «Ста лет» составят порядка 2,5-3 млрд рублей. Но касса щедро распиаренной ленты за три недели показа не без труда перевалила за миллиард. А в эти дни с пьедестала почета ее подвинул боевик Гая Ричи. Претерпев массу препятствий со стороны наших киночиновников, фильм с изрядным опозданием (он уже успел появиться на «Кинопоиске») вышел на большой экран и тем не менее стал лидером проката в РФ и СНГ.
Второе и третье места поделили нелегальные новинки, которые я не стану называть, чтобы не подливать им рекламы. Что до «Ста лет», то фильм занял четвертую строчку в списке лидеров минувшего уик-энда (17-19 мая) и практически исчерпал прокатный ресурс. Может, не мытьем, так катаньем он и соберет итоговые 1,5 млрд рублей, но не окупит даже затрат на свое производство и агрессивный маркетинг.
Руководитель сети «Люмен» Павел Поникаровский рассказал журналистам, что в марте, когда не было никакой специальной акции, кинотеатры заработали на российском контенте 4,2 млрд рублей. И лишь 2,3 млрд — в апреле, когда была сделана ставка на амбициозную премьеру фильма «Сто лет тому вперед». А за первые 12 дней мая при большом количестве выходных дней и отсутствии альтернативного контента сборы нашего кино оказались совсем уж печальными — всего 1,1 млрд.
А впереди три летних месяца, когда российские картины практически не появляются в прокате. Выходящий в эти дни сиквел фильма «Майор Гром», располагающий серьезной фанатской базой, — едва ли не последняя попытка заработать на отечественном кино в канун летнего затишья. Конкурентоспособные российские фильмы появятся на экранах только глубокой осенью.
О чем говорят все эти факты, цифры и мнения? В частности, о том, что для рентабельной работы российских кинотеатров легального контента по-прежнему не хватает. Так, по итогам 2023 года доля теневого проката составляла примерно 20% от совокупных сборов. А уж рассчитывать на то, что киноплощадки смогут выживать только за счет показа российских картин, и вовсе не приходится. Минувшая акция это еще раз показала и доказала.
Чудес не бывает. В наше кино за последние два года были вкачаны большие деньги. Появились успешные ленты и обнадеживающие тенденции. Но для того, чтобы киноиндустрия стала самодостаточной, а кинотеатры смогли отказаться от нелегального контента, нужно планомерно наращивать количество снимаемых фильмов. Повышать их качество и зрительскую привлекательность, готовить кадры специалистов. На это как минимум потребуется еще несколько лет.