Главная Культура 18:00 24 Января 2023 16347
Высоцкий не умел играть и петь вполсилы

Разговор с Вениамином Смеховым о прожитом и пережитом рядом с «бардом всея Руси»

Леонид Павлючик
Вениамин Борисович уверен: публично распевать Высоцкого — ответственная и сомнительная история. Фото: Владимир Меклер/Russian Look, globallookpress.com

Актер театра и кино, легенда авторской песни, Владимир Высоцкий еще при жизни стал кумиром миллионов. После смерти артиста к Театру на Таганке проститься с Высоцким пришла вся Москва. За десятилетия, минувшие после ухода барда, его слава не померкла, его песни по-прежнему на слуху. В канун 85-летия со дня рождения поэта обозреватель «Труда» вспоминает Высоцкого вместе с его другом — актером, режиссером, писателем Вениамином СМЕХОВЫМ.

— Вениамин Борисович, вы родились в одном роддоме с Высоцким, потом работали c ним в одном театре и даже сидели в одной гримерке. Это знак судьбы?

— За давностью лет я уже перестал придавать этому факту мистическое значение. Да, мы родились с Высоцким в одном роддоме с разницей в два года. Это однажды выяснили наши мамы, придя на спектакль, в котором мы играли с Володей. А в гримерке в последние годы мы сидели рядом с Володей. С ним и Валерой Золотухиным была такая хорошая актерская дружба. Объяснялась она во многом тем, что Любимов выделил нашу троицу, и мы с 1964 года играли большие роли в знаменитых спектаклях: «Добрый человек из Сезуана», «Антимиры», «Павшие и живые», «Десять дней, которые потрясли мир», «Жизнь Галилея», «Послушайте»...

Владимир Высоцкий и Вениамин Смехов в коллективе актеров Театра на Таганке. Фото Генриетты Перьян, Global Look Press

Дальше Володя солировал: Хлопуша в «Пугачеве» — его лучшая роль. В это же время Золотухин совершенно поразил и порадовал Федором Кузькиным в спектакле «Живой», который запретили, но это уже было сыграно, и сыграно блестяще. Долгое время я считал Золотухина лучшим актером труппы. Да и Володя так думал. Вообще говоря, и мы, и Любимов считали актером номер один Николая Губенко, но он в 1967 году покинул театр и ушел в кинорежиссуру. Спустя время Любимов, который иной раз мог раздраженно высказаться в адрес «популярного менестреля», выделил Высоцкого как главного артиста театра. И после того, как Володя сыграл Гамлета, Свидригайлова и Лопахина, жизнь показала, что Юрий Петрович был прав.

— Это не вызывало у вас ревности?

— Ни в коей мере, работы и успеха хватало на всех. В какой-то момент, замотанные каждодневными заботами, мы стали видеться реже. Помню, на гастролях в Алма-Ате в 1973 году я сделал своим товарищам веселый выговор: «Как же так, мы друзья, а видимся и общаемся редко». Высоцкий на это только улыбнулся. А Валера ответил: «Дружба — это не обязательно видеться каждый день. Я просто знаю: что бы со мной ни случилось, куда бы меня судьба не занесла, у меня есть Вовка и есть Венька».

О Золотухине, если будет интерес, поговорим как-нибудь отдельно. Он был человеком противоречивым. А что касается Высоцкого, то «в первых строках» я должен сказать, что общий рисунок Володиного характера заключался в его редкой, умной, всеобъемлющей доброте. И это, помимо его огромного таланта, необычайно притягивало меня к нему.

— Как повлияла на вас дружба, общение с Высоцким?

— Строго говоря, я об этом большую книгу написал «Здравствуй, однако...», она вышла несколько лет назад и скоро будет переиздаваться. Подстрочный и подкожный мотив этой книги — великое смущение моей совести: я не успел отблагодарить Володю за то многое, что он принес в мою жизнь. Вот простой пример. Играем вместе в спектакле «Павшие и живые». В какой-то момент Володя уголком рта мне говорит: «Перестань халтурить, играй по-настоящему». Я ему довольно грубо, хотя и тихо отвечаю: «Займись собой, я не нуждаюсь в твоих замечаниях». Это было правильно по-мальчишески и неправильно по-человечески. Уже спустя много времени, играя спектакль без Высоцкого, я вспоминал эту его реплику. Она замечательно характеризовала Высоцкого. Он не умел сочинять, играть, петь вполсилы. Ни в здоровом, ни в больном виде. И не терпел этого в других.

— Как я знаю, благодаря ему вы появились в кино...

— Володя был щедр на всевозможные подарки и сюрпризы. Он любил удивлять. Я и называл его «удивитель». Ведь это он, действительно, втащил меня в кино, с которым у меня никак не складывались отношения, что, впрочем, меня ничуть не огорчало. Я ведь играл в таком театре, в таких спектаклях, с такими партнерами! Снимаясь в фильме «Служили два товарища», Володя с присущей ему обаятельной легкостью вменил в обязанность двум выдающимся драматургам — Юлию Дунскому и Валерию Фриду — написать роль для меня. Объяснял он это тем, что у красных — два товарища, а его поручик Брусенцов — одинокий товарищ. Так стараниями Володи у его героя появился друг — барон Краузе — небольшая, но дорогая для меня роль, потому что я играл вместе с Высоцким.

По дороге в Измаил, где проходили съемки, он бесконечно рассказывал, чем отличается кино от театра. «Ты никогда в жизни не увидел бы такой красоты, — говорил он, обводя рукой горизонт. — И такого застолья не увидел бы в местных харчевнях. Поставь ложку в стакан ряженки — видишь, она стоит! Потому что это кино!». Потом мы оказались в каюте поплавка при дебаркадере на Дунае. «Ты мог мечтать, играя в театре, что увидишь Дунай? Видишь на том берегу рыбаки? Они румыны, Веня! Потому что это кино!». Я недолго сопротивлялся его напору, и кино пришло и в мою жизнь.

— Возможно, наивный вопрос: кто для вас Высоцкий в первую очередь: актер, певец, поэт?

— Гениальным актером я Володю никак не смог бы назвать, да и он сам удивился бы такой оценке, хотя у него были потрясающе сыгранные роли. С первого дня знакомства Высоцкий был для меня поэтом. Это проявлялось даже в том, как он читал в наших поэтических представлениях стихи других авторов. Так справляться с поэтическим текстом, так доносить до зрителей каждую строчку стихов мог только актер-поэт. Любимов любовался Высоцким, читающим стихи.

А что касается его собственных стихов и песен, то, думаю, в этом своем качестве Высоцкий отмечен божественным напутствием, как и Пушкин. Я неизменно удивлялся этому чуду: как вдруг появляется поэтическая строчка, потом возникает ритм, рифма, и это у человека, только что отыгравшего тяжелейший спектакль. А потом кончается ночь, и он успевает записать то, что на него нахлынуло. Это свойство настоящей, большой поэзии, когда поэт читает то, что вышло из-под его пера, и сам этому удивляется. Мы с вами знаем классический случай на эту тему: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!».

Владимир Высоцкий в фильме «Служили два товарища». Фото: Александр Стернин/Russian Look, Global Look Press

У Высоцкого очень много стихов, надиктованных ему свыше. Мой большой друг и сам оригинальный поэт Юрий Визбор как-то сказал, что если бы Высоцкий написал только строчки: «И ни церковь, ни кабак — ничего не свято! Нет, ребята, все не так, все не так, ребята!» — он остался бы в истории русской литературы. А ведь таких строчек у Высоцкого великое множество. Вспомните «Охоту на волков», или «Чуть помедленнее кони», или «Купола», или песни из фильмов «Вертикаль» и «Я родом из детства», или спортивный цикл, или шуточные, саркастические стихи, или... Это все образцы высокой поэзии, которую наши соотечественники по-новому открывают для себя сегодня и будут открывать завтра.

— Когда вы осознали, что он великий поэт?

— Публично об этом у меня вырвалось в 1979 году, на моем концерте в Симферопольском университете. Отвечая на вопросы студентов, я решительно заявил, что они будут гордиться, что жили в эпоху Высоцкого. Сделал паузу в ожидании протестной реакции, она не последовала. Феномен Высоцкого состоял в том, что он был запрещен государством как поэт: при жизни не было издано ни одного сборника его стихов. Но по парадоксу истории именно этого поэта знали наизусть многие миллионы сограждан.

Год спустя, уже после смерти Высоцкого, у меня была встреча в Тартуском университете с Юрием Лотманом. Мы говорили о Высоцком. Я, помнится, сказал, что эпохи сохраняются в народной памяти не именами царей, а именами поэтов. Была эпоха Пушкина, эпоха Блока, Цветаевой, Маяковского, теперь настала эпоха Высоцкого и Бродского! Лотман посмотрел на меня со значением и — согласился! Я горд, что совпал с великим Лотманом в оценке поэта Высоцкого. Кстати, как выяснилось, Иосиф Бродский надписал на своей книге, которую дарил Володе, что Высоцкий — лучший поэт России, как внутри страны, так и вне ее.

— Как вам кажется, что отличает Высоцкого на фоне таких поющих авторов и ярких личностей, как Окуджава, Галич, Визбор, Ким?

— Грех заниматься не своим делом, я не литературовед и не бардовед, и потому не могу и не буду их сравнивать. Когда говорят, что «Спартак» лучше «Зенита» (или наоборот) — это допустимо и нормально для спорта. Но говорить, что, скажем, Окуджава лучше Кима или Визбор сильнее, чем Галич — неумно и не интеллигентно. Самозначительность того пути, который проложил каждый из названных поэтов, оригинальность их творчества исключают для меня попытки выстроить их по ранжиру.

Могу только заметить в связи с этим, что Высоцкий совершенно бесхитростно и простосердечно восхищался своими коллегами по перу, будь то Окуджава, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, которые часто бывали в нашем театре. Он отодвигал от себя любую возможность ревновать, завидовать. Это, между прочим, пушкинская черта. Вспомните, как Александр Сергеевич восхищался Дельвигом, Кюхельбекером, Рылеевым, Пестелем. В этом смысле Высоцкий тоже наследует Пушкину.

— Как вы относитесь к тому, что песни Высоцкого сегодня перепевают все, кому не лень. Зачастую формально, не вкладывая душу, подчас, наоборот, подражая его голосу и манере. Может, лучше по памятным датам слушать песни в исполнении самого Высоцкого?

— Мне кажется, что лучше всего слушать и читать самого Высоцкого. Публично распевать Высоцкого — это ответственная и сомнительная история. Когда поют, дерзко подражая великому автору и упиваясь якобы «высоцким» тембром, это чудовищно. Особенно меня ужасает Дмитрий Дюжев, его исполнение Высоцкого — это грубая любительщина. Конечно, я разделяю суровость вашего мнения. Кроме Высоцкого песни Высоцкого никто не должен исполнять на публике. Вот и все.

— И завершая разговор... О чем Высоцкий пел бы сегодня?

— Это простой для меня вопрос. Высоцкий не был антисоветчиком, не был диссидентом. Своим хулителям и преследователям, тогдашним партийным пропагандистам он ответил в песне: «Не волнуйтесь — я не уехал, и не надейтесь — я не уеду». Но он был неравнодушным гражданином своей страны, весьма чувствительным к тем беззакониям, которые творила власть в отношении лучших людей Отечества. Мы с ним много говорили о том, что славу нашей родине часто приносили изгнанники: Набоков, Бунин, Стравинский, Рахманинов, Солженицын, Бродский... И Пушкин, и Лермонтов были гонимы в своей стране. И Высоцкий был гонимым. И Сахаров, которого власть сослала в Горький. И Любимов, затравленный властью и вынужденный эмигрировать.

Думаю, что логика рассуждений Высоцкого распространилась бы и на события сегодняшнего дня. И слово его было бы правдивым и честным. И, не исключаю, тот или иной главный редактор газеты, позволивший себе опубликовать это слово, попал бы в иноагенты.

Но не хочется заканчивать разговор на грустной ноте. Недавно мы отпраздновали Новый год. И, собираясь за праздничным столом, мы желали друг другу мира и любви. Это, кстати, было любимое пожелание Высоцкого.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9311
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7032
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6220
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?