Главная Культура 18:00 24 Января 2023 16811
Высоцкий не умел играть и петь вполсилы

Разговор с Вениамином Смеховым о прожитом и пережитом рядом с «бардом всея Руси»

Леонид Павлючик
Вениамин Борисович уверен: публично распевать Высоцкого — ответственная и сомнительная история. Фото: Владимир Меклер/Russian Look, globallookpress.com

Актер театра и кино, легенда авторской песни, Владимир Высоцкий еще при жизни стал кумиром миллионов. После смерти артиста к Театру на Таганке проститься с Высоцким пришла вся Москва. За десятилетия, минувшие после ухода барда, его слава не померкла, его песни по-прежнему на слуху. В канун 85-летия со дня рождения поэта обозреватель «Труда» вспоминает Высоцкого вместе с его другом — актером, режиссером, писателем Вениамином СМЕХОВЫМ.

— Вениамин Борисович, вы родились в одном роддоме с Высоцким, потом работали c ним в одном театре и даже сидели в одной гримерке. Это знак судьбы?

— За давностью лет я уже перестал придавать этому факту мистическое значение. Да, мы родились с Высоцким в одном роддоме с разницей в два года. Это однажды выяснили наши мамы, придя на спектакль, в котором мы играли с Володей. А в гримерке в последние годы мы сидели рядом с Володей. С ним и Валерой Золотухиным была такая хорошая актерская дружба. Объяснялась она во многом тем, что Любимов выделил нашу троицу, и мы с 1964 года играли большие роли в знаменитых спектаклях: «Добрый человек из Сезуана», «Антимиры», «Павшие и живые», «Десять дней, которые потрясли мир», «Жизнь Галилея», «Послушайте»...

Владимир Высоцкий и Вениамин Смехов в коллективе актеров Театра на Таганке. Фото Генриетты Перьян, Global Look Press

Дальше Володя солировал: Хлопуша в «Пугачеве» — его лучшая роль. В это же время Золотухин совершенно поразил и порадовал Федором Кузькиным в спектакле «Живой», который запретили, но это уже было сыграно, и сыграно блестяще. Долгое время я считал Золотухина лучшим актером труппы. Да и Володя так думал. Вообще говоря, и мы, и Любимов считали актером номер один Николая Губенко, но он в 1967 году покинул театр и ушел в кинорежиссуру. Спустя время Любимов, который иной раз мог раздраженно высказаться в адрес «популярного менестреля», выделил Высоцкого как главного артиста театра. И после того, как Володя сыграл Гамлета, Свидригайлова и Лопахина, жизнь показала, что Юрий Петрович был прав.

— Это не вызывало у вас ревности?

— Ни в коей мере, работы и успеха хватало на всех. В какой-то момент, замотанные каждодневными заботами, мы стали видеться реже. Помню, на гастролях в Алма-Ате в 1973 году я сделал своим товарищам веселый выговор: «Как же так, мы друзья, а видимся и общаемся редко». Высоцкий на это только улыбнулся. А Валера ответил: «Дружба — это не обязательно видеться каждый день. Я просто знаю: что бы со мной ни случилось, куда бы меня судьба не занесла, у меня есть Вовка и есть Венька».

О Золотухине, если будет интерес, поговорим как-нибудь отдельно. Он был человеком противоречивым. А что касается Высоцкого, то «в первых строках» я должен сказать, что общий рисунок Володиного характера заключался в его редкой, умной, всеобъемлющей доброте. И это, помимо его огромного таланта, необычайно притягивало меня к нему.

— Как повлияла на вас дружба, общение с Высоцким?

— Строго говоря, я об этом большую книгу написал «Здравствуй, однако...», она вышла несколько лет назад и скоро будет переиздаваться. Подстрочный и подкожный мотив этой книги — великое смущение моей совести: я не успел отблагодарить Володю за то многое, что он принес в мою жизнь. Вот простой пример. Играем вместе в спектакле «Павшие и живые». В какой-то момент Володя уголком рта мне говорит: «Перестань халтурить, играй по-настоящему». Я ему довольно грубо, хотя и тихо отвечаю: «Займись собой, я не нуждаюсь в твоих замечаниях». Это было правильно по-мальчишески и неправильно по-человечески. Уже спустя много времени, играя спектакль без Высоцкого, я вспоминал эту его реплику. Она замечательно характеризовала Высоцкого. Он не умел сочинять, играть, петь вполсилы. Ни в здоровом, ни в больном виде. И не терпел этого в других.

— Как я знаю, благодаря ему вы появились в кино...

— Володя был щедр на всевозможные подарки и сюрпризы. Он любил удивлять. Я и называл его «удивитель». Ведь это он, действительно, втащил меня в кино, с которым у меня никак не складывались отношения, что, впрочем, меня ничуть не огорчало. Я ведь играл в таком театре, в таких спектаклях, с такими партнерами! Снимаясь в фильме «Служили два товарища», Володя с присущей ему обаятельной легкостью вменил в обязанность двум выдающимся драматургам — Юлию Дунскому и Валерию Фриду — написать роль для меня. Объяснял он это тем, что у красных — два товарища, а его поручик Брусенцов — одинокий товарищ. Так стараниями Володи у его героя появился друг — барон Краузе — небольшая, но дорогая для меня роль, потому что я играл вместе с Высоцким.

По дороге в Измаил, где проходили съемки, он бесконечно рассказывал, чем отличается кино от театра. «Ты никогда в жизни не увидел бы такой красоты, — говорил он, обводя рукой горизонт. — И такого застолья не увидел бы в местных харчевнях. Поставь ложку в стакан ряженки — видишь, она стоит! Потому что это кино!». Потом мы оказались в каюте поплавка при дебаркадере на Дунае. «Ты мог мечтать, играя в театре, что увидишь Дунай? Видишь на том берегу рыбаки? Они румыны, Веня! Потому что это кино!». Я недолго сопротивлялся его напору, и кино пришло и в мою жизнь.

— Возможно, наивный вопрос: кто для вас Высоцкий в первую очередь: актер, певец, поэт?

— Гениальным актером я Володю никак не смог бы назвать, да и он сам удивился бы такой оценке, хотя у него были потрясающе сыгранные роли. С первого дня знакомства Высоцкий был для меня поэтом. Это проявлялось даже в том, как он читал в наших поэтических представлениях стихи других авторов. Так справляться с поэтическим текстом, так доносить до зрителей каждую строчку стихов мог только актер-поэт. Любимов любовался Высоцким, читающим стихи.

А что касается его собственных стихов и песен, то, думаю, в этом своем качестве Высоцкий отмечен божественным напутствием, как и Пушкин. Я неизменно удивлялся этому чуду: как вдруг появляется поэтическая строчка, потом возникает ритм, рифма, и это у человека, только что отыгравшего тяжелейший спектакль. А потом кончается ночь, и он успевает записать то, что на него нахлынуло. Это свойство настоящей, большой поэзии, когда поэт читает то, что вышло из-под его пера, и сам этому удивляется. Мы с вами знаем классический случай на эту тему: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!».

Владимир Высоцкий в фильме «Служили два товарища». Фото: Александр Стернин/Russian Look, Global Look Press

У Высоцкого очень много стихов, надиктованных ему свыше. Мой большой друг и сам оригинальный поэт Юрий Визбор как-то сказал, что если бы Высоцкий написал только строчки: «И ни церковь, ни кабак — ничего не свято! Нет, ребята, все не так, все не так, ребята!» — он остался бы в истории русской литературы. А ведь таких строчек у Высоцкого великое множество. Вспомните «Охоту на волков», или «Чуть помедленнее кони», или «Купола», или песни из фильмов «Вертикаль» и «Я родом из детства», или спортивный цикл, или шуточные, саркастические стихи, или... Это все образцы высокой поэзии, которую наши соотечественники по-новому открывают для себя сегодня и будут открывать завтра.

— Когда вы осознали, что он великий поэт?

— Публично об этом у меня вырвалось в 1979 году, на моем концерте в Симферопольском университете. Отвечая на вопросы студентов, я решительно заявил, что они будут гордиться, что жили в эпоху Высоцкого. Сделал паузу в ожидании протестной реакции, она не последовала. Феномен Высоцкого состоял в том, что он был запрещен государством как поэт: при жизни не было издано ни одного сборника его стихов. Но по парадоксу истории именно этого поэта знали наизусть многие миллионы сограждан.

Год спустя, уже после смерти Высоцкого, у меня была встреча в Тартуском университете с Юрием Лотманом. Мы говорили о Высоцком. Я, помнится, сказал, что эпохи сохраняются в народной памяти не именами царей, а именами поэтов. Была эпоха Пушкина, эпоха Блока, Цветаевой, Маяковского, теперь настала эпоха Высоцкого и Бродского! Лотман посмотрел на меня со значением и — согласился! Я горд, что совпал с великим Лотманом в оценке поэта Высоцкого. Кстати, как выяснилось, Иосиф Бродский надписал на своей книге, которую дарил Володе, что Высоцкий — лучший поэт России, как внутри страны, так и вне ее.

— Как вам кажется, что отличает Высоцкого на фоне таких поющих авторов и ярких личностей, как Окуджава, Галич, Визбор, Ким?

— Грех заниматься не своим делом, я не литературовед и не бардовед, и потому не могу и не буду их сравнивать. Когда говорят, что «Спартак» лучше «Зенита» (или наоборот) — это допустимо и нормально для спорта. Но говорить, что, скажем, Окуджава лучше Кима или Визбор сильнее, чем Галич — неумно и не интеллигентно. Самозначительность того пути, который проложил каждый из названных поэтов, оригинальность их творчества исключают для меня попытки выстроить их по ранжиру.

Могу только заметить в связи с этим, что Высоцкий совершенно бесхитростно и простосердечно восхищался своими коллегами по перу, будь то Окуджава, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, которые часто бывали в нашем театре. Он отодвигал от себя любую возможность ревновать, завидовать. Это, между прочим, пушкинская черта. Вспомните, как Александр Сергеевич восхищался Дельвигом, Кюхельбекером, Рылеевым, Пестелем. В этом смысле Высоцкий тоже наследует Пушкину.

— Как вы относитесь к тому, что песни Высоцкого сегодня перепевают все, кому не лень. Зачастую формально, не вкладывая душу, подчас, наоборот, подражая его голосу и манере. Может, лучше по памятным датам слушать песни в исполнении самого Высоцкого?

— Мне кажется, что лучше всего слушать и читать самого Высоцкого. Публично распевать Высоцкого — это ответственная и сомнительная история. Когда поют, дерзко подражая великому автору и упиваясь якобы «высоцким» тембром, это чудовищно. Особенно меня ужасает Дмитрий Дюжев, его исполнение Высоцкого — это грубая любительщина. Конечно, я разделяю суровость вашего мнения. Кроме Высоцкого песни Высоцкого никто не должен исполнять на публике. Вот и все.

— И завершая разговор... О чем Высоцкий пел бы сегодня?

— Это простой для меня вопрос. Высоцкий не был антисоветчиком, не был диссидентом. Своим хулителям и преследователям, тогдашним партийным пропагандистам он ответил в песне: «Не волнуйтесь — я не уехал, и не надейтесь — я не уеду». Но он был неравнодушным гражданином своей страны, весьма чувствительным к тем беззакониям, которые творила власть в отношении лучших людей Отечества. Мы с ним много говорили о том, что славу нашей родине часто приносили изгнанники: Набоков, Бунин, Стравинский, Рахманинов, Солженицын, Бродский... И Пушкин, и Лермонтов были гонимы в своей стране. И Высоцкий был гонимым. И Сахаров, которого власть сослала в Горький. И Любимов, затравленный властью и вынужденный эмигрировать.

Думаю, что логика рассуждений Высоцкого распространилась бы и на события сегодняшнего дня. И слово его было бы правдивым и честным. И, не исключаю, тот или иной главный редактор газеты, позволивший себе опубликовать это слово, попал бы в иноагенты.

Но не хочется заканчивать разговор на грустной ноте. Недавно мы отпраздновали Новый год. И, собираясь за праздничным столом, мы желали друг другу мира и любви. Это, кстати, было любимое пожелание Высоцкого.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5638
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4644
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4133
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...