Мировое кино постепенно выходит из карантина. Открываются кинотеатры, стартуют съемки новых фильмов. Первым очнулся, как водится, Голливуд. На середину июля намечен выход в широкий прокат грандиозного блокбастера «Довод» в постановке корифея режиссуры Кристофера Нолана. Следом за ним, буквально с разницей в неделю, на экраны выйдет «Мулан» — полнометражная версия популярного мультфильма. Предполагается, что эти киноколоссы будут показаны в большинстве из 40 тысяч американских кинотеатров, а также в тех странах, где к тому времени откроются кинозалы.
Не исключено, что среди них окажется и Россия. Эксперты сходятся во мнении, что наши кинотеатры (пусть не по всей стране, а в отдельных регионах) могут открыться уже в июле. В Америке желание в ближайшие месяцы пойти в кино выразили 75% респондентов, опрошенных в ходе масштабного исследования «Кинозрители и социальная дистанция». Еще несколько недель назад эта цифра была в районе 40%. Стало быть, возвращение к нормальной жизни с ее привычными радостями, включая поход в кинотеатр (разумеется, при соблюдении необходимых мер безопасности), — важный запрос современного человека, уставшего сидеть в изоляции и смотреть на телеэкран или в монитор компьютера.
Среди первых фильмов, которые выйдут на мировые экраны после снятия карантина, есть и российский. Это научно-фантастический триллер Егора Абраменко «Спутник» с участием Петра Федорова, Оксаны Акиньшиной и Федора Бондарчука. Он выйдет на экраны Великобритании, США и Австралии в один день — 14 августа. Беспрецедентный случай для российской картины, прокат которой начнется сразу на трех значимых иностранных территориях. Права на показ нашего фильма приобрели также Франция и Германия.
Не исключено, что «Спутник» появится и на российских экранах, хотя премьера фильма уже состоялась 23 апреля в онлайн-кинотеатрах. Продюсеры картины точно рассчитали, что рассказ о космонавтах, которые привезли с собой на Землю неожиданного пассажира — то ли вирус, то ли некую новую форму жизни, — срезонирует с нынешней эпидемиологической ситуацией в стране и вызовет дополнительный зрительский интерес. Так оно и случилось. У «Спутника» оказалось рекордное число просмотров на онлайн-платформах среди отечественных картин за последние полтора года.
Значит ли это, что тема коронавируса и всяких прочих эпидемий останется привлекательной для зрителей на долгое время? Доктор искусствоведения, программный директор ММКФ Кирилл Разлогов считает, что ворошение всевозможных катаклизмов и напастей быстро исчерпает свой потенциал. И заманить напуганных коронавирусом зрителей в залы кинематографистам удастся не ужастиками, а веселыми комедиями и красивыми, жизне-утверждающими приключениями и мелодрамами.
Так, кстати, было в 1930-е, когда Америка долго и тяжело выползала из Великой депрессии. Помогли этому не только экономические меры правительства, но и кино, которое вселяло в людей веру в жизнь и в лучшее будущее. Неслучайно тот период в истории американского кино назвали впоследствии «золотым веком Голливуда». Нашим мастерам кино, которые сейчас замерли на старте, ожидая от властей разрешения на съемки, стоит помнить об этом.