Под Новый год мы строим планы на будущее. Тем же занимались в декабре и наши предки, предсказывая по известным им приметам погоду на зиму и весну. Прогнозы записывали в месяцесловы: московский, новгородский, киевский и другие. Позже, с приходом христианства, местные календари объединили с церковными, и у каждого дня (и прогноза!) появился «свой» святой. О верности тех предсказаний погоды упоминает, в частности, немецкий географ Адам Олеарий, дважды посетивший Московию в XVII веке. А сбываются ли они сейчас?
На этой иллюстрации из сборника «Славянские древности» (вверху) — Дед Мороз из народных преданий. Он не всегда был добрым дедушкой. В привычном нам обличье, в красной шубе и с мешком подарков он явился только в 1930-х, когда на Соборной площади Кремля в Москве снова установили праздничную елку и по всей стране начались детские утренники. «Дореволюционный» же Дед был больше похож на Мороза Ивановича из сказки В.Ф. Одоевского: в синей шубе и не очень щедрый на дары. Сунуться просто так насчет подарка к суровому старику со свитой из волков-метелей и медведя-бурана, который на Руси был известен с языческих времен под именем Карачун, никому из наших предков и в голову бы не пришло.
Повелитель морозов укорачивал дни, сковывал землю стужей и вообще свирепствовал, особенно в високосные годы. Главной его ночью считалась та, что приходится на зимний солнцеворот — кстати, от века к веку его дата немного сдвигалась, ведь продолжительность солнечного года не совпадает с календарным. Например, в XVI-XVII веках зимнее солнцестояние было 25-го, а сейчас — 21-22 декабря. В конце концов Карачуну «выделили» дни безраздельного владычества с 20 по 24 декабря, когда не рекомендовалось высовываться из избы — ну разве поставить у дверей кисель, умилостивить сердитого деда.
Но зато 25 декабря, на Спиридона Солнцеворота, когда «хоть на воробьиный скок да прибудет дня», все менялось! Люди утром выходили на высокие пригорки, встречая первые рассветные лучи, а вечером жгли костры за околицей, чтоб помочь солнцу окрепнуть. В этот день не работали, можно было лишь гадать о погоде на зиму и об урожае на предстоящий год. Считалось, Спиридон определяет характер всей зимы, а по погоде 12 следующих за ним дней судили о каждом из предстоящих месяцев нового года.
Мы можем это проверить. Посмотрим, каким выдастся Евстрат (26 декабря): холодным, снежным, солнечным — и сравним с январем, за который он «отвечает». Если на Спиридона светло и лучисто, значит, в новогодний праздник будет морозно и ясно; если же хмуро и на деревьях иней — тепло и пасмурно. А солнышко на 25 декабря сулит, если верить приметам, ясные Святки (7-19 января). Старики в этот день примечали, с какой стороны подует ветер: значит, таким же он будет до Сорока мучеников (22 марта). Еще со Спиридоном советовались о сроках сева и прочих важных для крестьянина делах. И просили успеха в денежных вопросах и справедливого решения в суде: святитель Спиридон Тримифунтский (III-IV века), чьим именем назван этот день, был известен как покровитель купцов и заступник осужденных...
Теперь об одном из главных праздников декабря. Это Николин день (или Никола зимний), с которым связано множество примет и обрядов. Некоторые из них изображены на картине Юрия Воронова. Во-первых, конечно, сам святитель Николай. Заморские гости дивились: «Николу: аки Бога почитают православнии». Считалось, что в свой день, 19 декабря, он обходит оснеженную землю, разгоняя духов тьмы. На Николу предсказывали, надолго ли установился санный путь (если ясно и тени на снегу четкие, оттепели не предвидится). Ясный день также обещал хорошую погоду на 22 мая — на Николу вешнего. А еще смотрели на воду в колодце: если тихая, зима не будет слишком морозной.
А ключ на снегу? По народному преданию, именно святому Николаю, как самому близкому к Богу угоднику, был доверен «ключ от рая». А второй смысл — Николин день в компании с Варвариным (17 декабря) и Саввиным (18 декабря) как бы «отпирает» зиму: говорили, первые морозы — никольские. Пряха на переднем плане — еще одно напоминание о Варваре — покровительнице рукоделия. Не забудем проверить: по приметам, погода в Варварин день такая же, какой она будет на Рождество. А домашняя лампа недалеко от колодца — «подсказка» о Савве Освященном: он приветствовал неспешные посиделки в кругу семьи. В Саввин день опять не работали.
Ну а в Николин день после храма, где ставили общую большую свечу, и ярмарки, где продавали последние излишки зерна (видите колосья в корзине?), устраивали большие посиделки — братчину. Приезжали родственники, приходили соседи. Столы накрывали в складчину, а уклонившихся потом донимали насмешками. Пили пиво и брагу из зерна нового урожая, ели пироги, обсуждали дела общины. А молодежь договаривалась с какой-нибудь из старушек об откупе (съеме) избы на Святки: проводить праздничные вечеринки подальше от родителей придумали не мы! Не забывали и о детях — им раздавали конфеты и орехи «от дедушки Николы». Кстати, именно Николай Чудо-творец стал прообразом западного коллеги нашего Деда Мороза, Санта-Клауса...
А это «Пещное действо» Н.К. Рериха, где запечатлено театрализованное представление, которое в конце декабря происходило не только в церкви (помните фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», где царь как раз наблюдает эту сцену в Успенском соборе?), но и стало частью народных обрядов. Библейская история о трех отроках, брошенных в печь царем Навуходоносором за отказ поклоняться его статуе и вышедших невредимыми из огня за их веру, была очень популярна в Древней Руси. Слишком очевидна аналогия между вавилонским пленением и притеснениями иудеев (VI век до н. э.) и татаро-монгольским завоеванием Руси, унижениями от ордынских ханов. 30 декабря, в день пророка Даниила и трех отроков, молодежь и люди постарше, как стемнеет, выходили за околицу, где разыгрывали представление с кострами, танцами и песнями...
И о погоде. Уже упомянутый Данилов день, а также день пророка Аггея (29 декабря) в народных календарях названы «зимоуказчики». Проверим, насколько точны их предсказания? По приметам, сильный мороз на Аггея непременно повторится на Святки, вплоть до Крещения (то есть будет очень холодно с 7 по 19 января). А вот если в этот день на деревьях иней, Святки ожидаются теплые. О предстоящем морозе говорят и узоры на стеклах: проморозит еще дней 20 после Аггея. Что же касается Данилы, то иней в «его» день предвещает потепление через неделю, в Сочельник, а устойчивый юго-западный ветер (или средняя облачность с прояснениями) сулят снежную погоду без больших морозов.