Сегодня, 18 сентября, в собственный день рождения Анна Нетребко должна была петь в своем коронном «Евгении Онегине» в Мариинском театре. Но в итоговой афише исполнительницей роли Татьяны названа другая певица — Татьяна Павловская. А Анна уже почти неделю лечится в больнице от ковидной пневмонии. Это случилось после того, как у еще одной звезды, Ильдара Абдразакова, обнаружили коронавирус и отменили последнее, третье из серии представлений «Дона Карлоса» в Большом театре, где все они участвовали. Что сейчас с артистами, что с коллективами театров? Как реагируют на пандемию за рубежом, где все увереннее говорят о начале ее второй волны?
«Труд» уже писал о случаях COVID-19 в наших театрах («В Мариинке полегло полбалета», 04.09.2020). И на этот раз, похоже, след тянется из знаменитого петербургского театрального дома, где его неуемный глава Валерий Гергиев еще с начала июня фактически отменил карантинные строгости, начал репетиции, с конца июля возобновил спектакли, потом поехал отдавать гастрольные долги и добрался аж до Владивостока: А в начале сентября грянула весть: в коллективе от 30 до 60 человек больны ковидом.
Пел во Владивостоке и знаменитый бас Ильдар Абдразаков. После полетел в Москву открывать сезон Большого в составе уникального ансамбля солистов: Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Эльчин Азизов: Но в день, когда должен был состояться последний, третий из серии спектаклей «Дон Карлос», записал у себя в «Инстаграме»: «Позавчера вечером: почувствовал себя неважно, поднялась небольшая температура, и я решил повторно сдать тест на коронавирус. Сегодня утром пришел предварительный положительный результат». Понятно, ни о какой партии короля Филиппа уже речи быть не могло, спектакль отменили, всем контактировавшим с Ильдаром запретили являться в театр в течение двух недель.
Сам Ильдар, сообщила «Труду» директор его Фонда поддержки молодых талантов Анна Яковлева, сейчас лечится в московской больнице, там же наблюдается и его жена Марика. Болезнь артиста протекает в легкой форме, супруги проходят терапию, предупреждающую осложнения.
Эльчин Азизов рассказал газете, что чувствует себя нормально, два анализа уже дали отрицательный результат, через неделю третий. Но вот с Анной Нетребко не все в порядке. Вчера она написала в «Инстаграме»: «Уже пять дней я нахожусь в больнице с ковидной пневмонией и скоро пойду на поправку. Я изолировалась сразу, как почувствовала, что заболеваю, хотя тесты были негативные. Я пришла в больницу вовремя, и мне оказывают помощь».
На этом тревожном фоне особенно странно, что принятые в связи с инцидентом ограничительные меры не слишком строги. Самоизоляцию соблюдают далеко не все из «контактеров». Так, поздравлявшую Абдразакова и других участников инаугурационного спектакля сезона Маквалу Касрашвили («но мы с Ильдаром не обнимались и даже руки друг другу не пожимали», сказала «Труду» Маквала Филимоновна) не «заперли» дома, она ходит вести занятия в Центр оперного пения Галины Вишневской. А муж Анны Нетребко Юсиф Эйвазов (с соблюдением всех требований Роспотребнадзора, продолжают утверждать в администрации театра!) по-прежнему заявлен в главной теноровой партии идущей в эти дни в Большом «Пиковой дамы». Может, это потому, что у него найдены антитела, причем, считают медики, они выработались давно — вероятно, певец переболел бессимптомно, сам того не заметив, и не распространяет инфекцию?
Но Анна-то больна! И ей как минимум не петь в спектакле «Евгений Онегин» в ее родном Мариинском театре, который загодя поставили в план аккурат к Аниному дню рождения.
Что касается Ильдара, пока известно, что отменилось его выступление в «Доне Карлосе» Венской оперы 27 сентябр-я. Но сам «Дон Карлос» не отменился. Более того, Вена в эти дни — вообще средоточие мировых звезд в связи с открытием там театрального сезона: Пласидо Доминго, Йонас Кауфман, Хавьер Камарена... Немало там и наших — в «Симоне Бокканегра» поют Хибла Герзмава и Нажмиддин Мавлянов, среди участников того самого «Дона Карлоса» заявлен Игорь Головатенко. А чуть позже, в октябре, должна состояться премьера переноса «Евгения Онегина» — знаменитого спектакля Большого театра 2006 года (помните, который в свое время расстроил поборницу академических традиций Галину Вишневскую, но вдохновил поклонников театральных новаций). Среди поющих — воспитанники Молодежной программы Большого театра Тамуна Гочашвили и Богдан Волков, а также давно живущие в Европе Анна Горячева и Дмитрий Иващенко.
Но состоится ли это все? Как выглядят роскошные оперные планы на фоне сообщений из Австрии о тысячах ежедневно выявляемых новых заражений, что квалифицируется как начавшаяся вторая волна инфекции?
Между тем оперная Европа выходит из спячки — хотя и несмело. «Ла Скала» и Парижская опера работают в режиме концертных исполнений, лондонская Королевская опера пока ограничивается онлайн-форматом. Что же до Америки, там самые известные театры закрыты для публики до конца календарного года. Страна тяжелее остального мира поражена коронавирусом, да и при тамошнем жестком капитализме не забалуешь при половинной загрузке зрительного зала, как в России и Европе, где театры привыкли к господдержке.
Понятно, публика скучает от разлуки с искусством, артисты скучают от отсутствия работы, администраторы скучают по полноценной театральной кассе. Но: Как расценивать инициативу наших театральных деятелей, как раз в эти дни затеявших интернет-акцию «Встречаемся в театре»? В клипе, инициированном руководительницей «Театриума на Серпуховке» Терезой Дуровой и призывающем зрителей активнее тянуться к прекрасному, снялись Александр Калягин, Вера Алентова, Александр Ширвиндт, Мария Аронова, Константин Райкин, Герард Васильев, Нонна Гришаева, Сергей Безруков, Ирина Апексимова, Павел Деревянко, Алена Бабенко, Игорь Верник, Мария Уварова...
P.S. Вот что ответил «Труду» на вопрос об этичности такого призыва Сергей БЕЗРУКОВ, руководитель Московского Губернского театра, открывшего сезон 17 сентября: «Я рад тому, что театры один за другим открываются и начинают играть спектакли. Нам всем нужно принять тот факт, что вирус никуда не ушел, скорее всего, нам с ним еще долго придется соседствовать. Нужно учиться с этим жить. Безусловно, соблюдать все меры безопасности: маски, перчатки, дезинфекция, социальная дистанция. Но — играть. Театр — живое искусство, его невозможно отправить на удаленку или запереть в виртуальном пространстве, там он погибнет. Всему театральному сообществу сейчас нелегко. Приходится, как после аварии, заново учиться ходить: играть, танцевать, петь, продвигать спектакли, продавать билеты. И это в обстоятельствах, когда зрители из-за пандемии и кризиса стали стеснены в средствах, многие боятся лишний раз идти в места массового скопления людей. Поэтому прекрасно, что в такой трудный период мы, люди театра, объединились, чтобы помочь друг другу начать этот непростой сезон. Мы соскучились по зрителю и хотим наконец встретиться с ним не в онлайне, а вживую — в театре!»