Главная Культура 00:14 17 Ноября 2017 6073
Джигарханиана,

… или Отчего же не блещут десятки театров, носящих громкие имена

Виктория Пешкова

Семейный скандал Армена Джигарханяна навяз в зубах — каждый вечер в телевизоре делят квартиры, банковские счета и... театр, получавший, между прочим, госсубсидии. Другой маэстро под домашним арестом: есть вопросы по поводу «освоения бюджетных средств»... И такая дребедень каждый день. Как случилось, что руководители государственных театров стали этакими Карабасами Барабасами — со всеми вытекающими последствиями? Попробуем разобраться.

«Дело «Седьмой студии» вывело на свет божий проблему, о которой в театральном мире особо распространяться не принято. Речь о противостоянии художественного руководителя и директора, которое, к сожалению, в той или иной степени, имеет место почти в каждом театре. К чему сводится главный аргумент защитников Кирилла Серебренникова? Он-де — честнейший человек, круглые сутки занят творчеством, у него на руках всегда сразу несколько замечательных проектов и ему просто не хватает ни сил, ни времени вникать во все финансовые тонкости обеспечения своего творческого процесса. Его подставили нечистые на руку административные работники, злоупотребив его доверием.

Глубину и степень злоупотребления, будем надеться, установят компетентные органы. Но логика в линии защиты режиссера, безусловно, есть. Управление художественным процессом и управление хозяйственно-экономической деятельностью — процессы разные, требующие разных профессиональных и личностных качеств; мало найдется людей, в равной мере наделенных теми и другими задатками и еще меньше тех, кому удается счастливо их реализовывать. Залог успеха для театра в слаженном, «сыгранном» тандеме худрука и директора.

И острота проблемы не измеряется нарушениями, инкриминируемыми одному отдельно взятому «Гоголь-центру».

В ситуации с театром Армена Джигарханяна ключевой вопрос не в том, кто кого разлюбил или предал. Все гораздо прозаичней: почему директором государственного театра стал человек, не имеющий ни профильного образования, ни должного практического опыта? Виталина Цымбалюк-Романовская имеет диплом исполнительского факультета Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского. По некоторым данным, уже после переселения в Москву она обучалась в государственной классической академии Маймонида (официальное название ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»). Достоверной информации о том, завершила ли г-жа Цымбалюк-Романовская учебу в этом вузе, нам обнаружить не удалось. Но даже если и эта корочка у нее на руках имеется, сделать из пианистки театрального менеджера там не могли ни при каких обстоятельствах: академия просто не располагает такой специальностью.

Ни одна уважающая себя организация человека без соответствующего образования даже бухгалтером не возьмет. А тут на должность директора ставят заведующую музыкальной частью. Головокружительная карьера для барышни, которую расчувствовавшийся худрук в свое время пригласил песни с актерами порепетировать. Чем руководствовался департамент культуры, заключая контракт с таким специалистом?

Попутно можно задаться и совершенно невинным вопросом: насколько необходим драматическому театру, ставящему музыкальные спектакли лишь от случая к случаю, ежемесячно получающий зарплату завмуз? Впрочем, ответ на него попыталась было дать сама г-жа Цымбалюк, всерьез задавшись целью превратить драматический театр, возглавляемый супругом, в музыкальный. И окажись у Армена Борисовича характер попокладистей, дело могло бы и выгореть.

Но это все, разумеется, цветочки. Ягодка выглядит гораздо более интригующей.

По данным из открытых источников, в ходе финансовой проверки обнаружена недостача в 80 млн.рублей. Все можно было бы объяснить профессиональной некомпетентностью новоявленного директора (Цымбалюк занимала эту должность чуть более двух лет, с весны 2015 года). Но у следственных органов уже появилась версия о том, что средства не просто похищены, но выведены в оффшор (ну, а куда ж еще государственные средства выводить, как не за пределы этого государства?!). Подобная афера требует и достаточно высокого уровня финансовой осведомленности, и наличия связей в определенных кругах. Внимание, вопрос: мог ли самостоятельно задумать и осуществить ее человек, на первый взгляд не располагающий не тем, ни другим? А если не мог, то кто стоит за фигурой экс-директора театра под руководством Армена Джигарханяна? Ответы должно дать следствие. Остается надеяться, что они будут четкими, ясными и аргументированными. И послужат для чиновников, в ведении которых находится директорский корпус московских театров, информацией не только для размышления.

Частая смена директоров — серьезная проблема для многих театров. В том же театре Джигарханяна их сменилось более десятка. Но вот что интересно: у предшественника г-жи Цымбалюк-Романовской была обнаружена недостача, его уволили, но... оргвыводов не последовало. Почему человек, нанесший ущерб государству, не был привлечен к ответственности? И случай этот далеко не единичен.

Аналогичная ситуация с завидным постоянством повторялась, к примеру, в московском театре «Модернъ», художественным руководителем которого до недавнего времени была Светлана Врагова. При обнаружении нарушений финансовой дисциплины очередного директора увольняли опять-таки без каких бы то ни было оргвыводов со стороны правоохранительных органов. В итоге Врагова стала совмещать обязанности худрука и директора, но сил на творчество, по всей видимости, уже не осталось и ей предложили покинуть созданный ею театр по причине долгого отсутствия заметных художественных достижений.

Это и есть оборотная сторона рассматриваемой медали. Нередко директору, даже если он кристально честен и беззаветно предан делу русского театра, просто нечего обеспечивать, поскольку творческий потенциал худрука не соответствует масштабам руководимого учреждения культуры. Тот же театр Армена Джигараняна за два десятка лет не отметился ни одной яркой премьерой, о которой говорила бы «вся Москва». Армен Борисович — редкого дарования актер, но для руководства театром необходимы таланты иного рода.

И таких «именных» театров без собственного лица, о которых знают разве что жители близлежащих домов да «группа поддержки» человека, фамилия которого значится в названии, не так уж мало. Предыдущий мэр любил широким жестом осчастливить особо милых его сердцу деятелей искусств, оделяя помещениями и бюджетами от государственных щедрот. И нередко осчастливленный воспринимал театр под руководством себя любимого как свою вотчину, на которую ему выдан персональный ярлык на княжение.

Руководящая театром фольклора «Русская песня» Надежда Бабкина немало сил отдает весьма популярному «Модному приговору» на Первом канале, и похоже, что возглавляемый ею коллектив держится в основном на телепопулярности артистки: очередей у касс и мольбы о лишнем билетике здесь никто никогда не наблюдал. А попробуйте вспомнить, когда в последний раз вы слышали о яркой премьере в Театре музыки и драмы Стаса Намина. Или на площадке не менее знаменитого Александра Градского. Или в Детском музыкальном театре Геннадия Чихачева. Ну а про Театр русской драмы Михаила Щепенко, боюсь, большинство просто никогда не слыхало.

Впрочем, и с театрами, у которых есть все основания гордиться именами основателей, порой происходят странные метаморфозы. Давно ли «Сатирикон», носящий имя Аркадия Райкина, театралы буквально брали приступом? Но в последнее время театр больше известен взаимными претензиями министра культуры Владимира Мединского и худрука Константина Райкина, чем событийными спектаклями. В чем там дело — в том ли, что финансы театра действительно уходили «не туда», следы чего с фанатичным упорством ищет минкульт, или Константин Аркадьевич просто устал от затянувшихся проблем с реконструкцией здания, которую, кстати, производит фирма, по некоторым данным, учрежденная в том числе и им?

Разумеется, в жизни любого живого театра бывают взлеты и падения. Но как быть с театрами, которые годами пребывают в состоянии летаргического сна, однако при этом исправно получают свою долю бюджетного пирога, «выпекаемого» из средств налогоплательщиков, то есть наших с вами, уважаемые зрители. Так чьи карманы мы с вами наполняем, если не нами заполнены ложи этих театров?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9464
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?