Главная Культура 00:04 17 Января 2020 3683
Дмитрий Харатьян: Говорю как на духу: я счастливчик!

Наш кинообозреватель дозвонился до народного артиста России накануне его 60-летнего юбилея

Леонид Павлючик
Фото: © Bridge of Arts Press Office, globallookpress.com

Невероятно, но факт: гардемарину всея Руси Дмитрию Харатьяну 21 января исполняется 60 лет. В этот день в питерском БКЗ «Октябрьский» состоится большой юбилейный концерт актера. А 12 февраля такое же действо пройдет в Кремлевском Дворце съездов. Накануне юбилея народного артиста России наш кинообозреватель дозвонился до Харатьяна, который вместе с семьей напитывался солнечной энергией в одной из жарких стран.

— Дима, мы знакомы с тобой лет 20, поэтому давай, как и в жизни, на «ты». По старым понятиям, ты вот-вот вступишь, извини, в пенсионный возраст. Как относишься к столь серьезной дате, которая внезапно настигла тебя, такого стремительного, поджарого, вечно молодого?

— Ты знаешь, я верю в нумерологию, в магию цифр. У меня, как тебе известно, свои давние взаимоотношения с цифрой 21. Двадцать первого числа я родился, двадцать первого был призван в армию, двадцать первого появилась на свет моя дочь... А теперь прикинь: мне 60 лет, я родился в 1960 году. Если сложить 60 и 60, получается 120. Или 021, если прочитать наоборот. Примерно на столько себя и чувствую (смеется). Поэтому встречаю наступление «пенсионного возраста» без паники.

— Я тут подумал, что у тебя, по сути, два юбилея. Ты ведь начал сниматься с 15-летнего возраста. Получается еще и 45-летие творческой деятельности. Окидывая взглядом пройденный путь, можешь честно ответить: он был для тебя удачным или все могло сложиться гораздо лучше?

— Говорю, как на духу: я счастливчик, у меня все складывалось успешно. Если говорить о ролях, которые я сыграл, то мне роптать на жизнь — только Бога гневить. Действительно, я впервые пришел на «Мосфильм» на кинопробы в фильм «Розыгрыш», когда мне было 15 лет. Сниматься стал в 16. Сыграл к сегодняшнему дню порядка 100 ролей в кино и театре. И я еще не остановился в развитии, как ты понимаешь. 60 лет — отнюдь не окончание моего романа с жизнью, искусством. Это всего лишь предварительные итоги.

— Тем не менее, тебя в последнее время на экране меньше, чем в лучшие твои годы...

— Это не потому, что не зовут. Если поставить вопрос так: тебя не снимают или ты не снимаешься, то отвечу однозначно: я не снимаюсь. В том, что мне предлагают, не позволяют сниматься ни возраст, ни творческие амбиции, ни жизненные принципы.

— Тоска о несбывшемся тебя не преследует?

— Да, были какие-то упущенные возможности. Единственное, о чем я жалею, это роль Пушкина, на которую меня пробовал Марлен Хуциев. В течение года готовился к этой работе, ездил в пушкинские места, прочитал массу литературы о поэте. Меня утвердил худсовет «Мосфильма», но в Госкино пришли в ужас: как, «наше все» будет играть голубоглазый блондин с армянской фамилией? И меня «зарубили». В итоге роль и фильм не состоялись. Но состоялось много чего другого. Кто знает: если бы я сыграл Пушкина, то мог бы разминуться с гардемарином Алексеем Корсаком. Так что никаких сожалений о «несбывшемся» не испытываю.

Кое-что изменил бы в лучшую сторону в своей вне-экранной жизни. Наверное, освободился бы от разных дурных зависимостей, например, от алкоголя, который по молодости портил жизнь мне и окружающим, негативно влиял на карьеру и здоровье. Наверное, иначе повел бы себя в ситуации с моей близкой приятельницей, актрисой Мариной Левтовой, которая погибла в 2000 году, катаясь на снегоходе. Я пытался ее остановить, но мне не хватило силы убеждения. Я бы этот день прожил сегодня заново и настоял бы на своем.

— Гардемарины в твоей судьбе — счастье или проклятье?

— Однозначно: счастье. Если бы сыграл только эту роль, искренне считал бы, что не зря выбрал профессию. Артист всегда хочет играть разное, это в его природе, тем не менее, роль романтика Алексея Корсака для меня судьбоносная. Она до сих пор влияет на мировоззрение людей, на фильмах о гардемаринах выросло уже несколько поколений зрителей. Я и сам иду с гардемаринами по жизни. Сейчас на подходе четвертый фильм из нашей романтической саги. Светлана Дружинина завершает окончательный монтаж фильма, который готовится для телеэкрана.

— Успеет к твоему юбилею?

— Не успеет, да и установки такой не было. К моему юбилею на Первом канале вышел «Зеленый фургон. Совсем другая история». Вот его специально подгадали к этой дате, что обеспечило фильму некий дополнительный информационный фон.

— Ты в курсе, что реакция на фильм, мягко говоря, неоднозначная?

— Я был готов к этому еще пять лет назад, когда читал сценарий. Понимал, что претензии у зрителей будут, в первую очередь, ко мне. Потому что я единственный, кто остался к сегодняшнему дню в живых из старого фильма. Еще была Катя Дурова, но она умерла буквально за пару недель до премьеры фильма. Теперь она останется в памяти людей еще и своей последней и замечательной, как мне кажется, ролью.

Когда мы начали работу над фильмом, у многих возникали вопросы: а зачем снимать новое кино, а надо ли дважды вступать в одну и ту же воду? Но я осознанно в нее вступил, и поплыл, и теперь ни о чем не жалею. Да, мнения читаю разные, в том числе и ругательные. Но с годами многие оценки кардинально меняются. Помнишь, как громили в свое время, к примеру, «Трех мушкетеров» Юнгвальда-Хилькевича? Да и первый «Зеленый фургон» по выходе на экран буквально размазали. Помню негативные отзывы в прессе, в том числе, извини, и в «Труде».

— Это точно писал не я, у меня есть алиби...

— Знаю, что не ты. Но в те времена досталось крепко нам всем, особенно режиссеру Александру Павловскому. Его обвиняли в том, что он создал пасквиль на советскую власть. Мы его тогда поддерживали, как могли. А сегодня пишут: ах, какой прекрасный фильм, какую жемчужину испоганили. Пускай пишут. Главное, что фильм смотрят, что его обсуждают, что есть интерес к этой истории.

— Сам-то ты как к фильму относишься?

— Знаешь, когда я читал сценарий, у меня были худшие ожидания. А когда все сложилось: хорошие актеры, динамичный монтаж, яркая музыка, — получилось, на мой вкус, очень даже неплохо. Не надо сравнивать новый фильм с первым «Зеленым фургоном». Это действительно совсем другая история, выполненная в другом жанре. Кстати, именно я подарил фильму название, рассказываю тебе об этом первому. Он назывался «Стамбульский фургон». Я сказал как-то авторам: первый фильм заканчивался словами: «Но это совсем другая история». Давайте используем эту подсказку для нового названия. Авторы прислушались ко мне, заодно и соломку себе подстелили. Дескать, это совсем другая история, какие претензии?

— Ты играешь в кино в основном положительных персонажей. А в шкуру негодяя, проходимца не хотелось влезть?

— Влезать в их шкуру не особенно хотелось, но приходилось. Если помнишь, был большой сериал «Другая жизнь» в постановке Елены Райской, где я сыграл обаятельного подлеца, писателя Феликса Крымова. Был фильм «Мордашка», в котором я предстал в роли классического альфонса. В «Московской саге» сыграл надзирателя в лагере, насилующего заключенную. Так что если покопаться в моей биографии, то найдется полдюжины разнокалиберных негодяев. Но, видимо, в памяти у зрителей остается главным образом хорошее, позитивное. Да и мне самому люди, обладающие созидательной энергией, как-то ближе.

— Когда мы с тобой время от времени встречаемся на кино-перекрестках, я всегда вижу тебя с гитарой. Ты поющий актер или певец, снимающийся в кино?

— Конечно, поющий актер. У меня классическое актерское образование. Мои роли в кино и театре связаны с профессией драматического актера. А поющий я потому, что пришел в кино с гитарой. Спел песню Владимиру Меньшову и был утвержден на роль молодого музыканта Игоря Грушко в «Розыгрыше». Песня — важная часть моей жизни и профессии. Я мог бы, кстати, выбрать путь эстрадного певца, но сознательно не стал делать на это ставку. Хотя сегодня у меня обширная концертная деятельность. Выступаю со своеобразными моноспектаклями, где пою песни из кинофильмов, читаю стихи, общаюсь с публикой. Меня это общение здорово заряжает.

— Особая страница в твоей биографии — рок-опера «Идут белые снеги» на стихи Евгения Евтушенко...

— С Евгением Александровичем нас связала жизнь в 2008 году. С этой рок-оперой мы объездили тогда всю Россию. Он выбрал меня в друзья, мы делили с ним кочевой быт в одном купе СВ. По этому поводу он мне даже смешные стихи посвятил: «И в какую бы койку, кровать или ржавое брюхо дивана не швырнула бы жизнь, слаще спать под посапывание Харатьяна». А если без шуток, то Евтушенко, равно как и другие шестидесятники — Аксенов, Окуджава, Высоцкий, Ахмадулина, Рождественский, Вознесенский, Хуциев и другие представители этого поколения — мои кумиры, мои боги. Своим творчеством они надышали нам оттепель. Она была короткой, но оставила огромный след в истории страны, в душах людей. В том числе и в моей душе.

Поэтому столь оскорбительным показался мне сериал «Таинственная страсть», в котором эти самые шестидесятники выведены мелкими, тщеславными людьми, погруженными в омут пошлых страстей. Знаю, что Евгения Александровича буквально убил этот фильм. У него была онкология, он от нее избавился, пошел было на поправку, а тут это кино... Он звонил мне из США, сильно переживал, что о нем и его коллегах молодые зрители будут судить по этому фильму. Он даже стихи написал «Я боялся этого фильма», опубликовал их в газете. Создатели сериала извиниться и не подумали. А через год Евтушенко — последнего из могикан — не стало...

— На концертах ты часто исполняешь песню из «Гардемаринов», где есть такие строки: «Едины парус и душа, судьба и родина едины». Ты поешь это от лица своего героя или от себя?

— От себя, конечно. Для меня это не просто песня в устах персонажа из XVIII века. Это, если угодно, суть моей жизненной позиции. Судьба и родина в моем случае — точно едины.

— За полчаса до нашего разговора прослушал блиц-опрос на одном популярном радио. Там всем задают такой вопрос: «Вам бывает стыдно за свою страну?» Переадресовываю его тебе...

— За страну мне никогда стыдно не бывает. Я себе даже такого вопроса ни разу не задавал. Ибо я горжусь своей великой державой. И отдаю себе отчет в том, когда говорю, что она великая. А если мне бывает стыдно, то не за страну, а за отдельных людей, за отдельных чиновников, коррупционеров, которые своими действиями бросают на страну тень. Это все-таки разные вещи, согласись. Сейчас много говорят, к примеру, о злоупотреблениях в спорте, о допинге, так давайте разбираться с теми, кто в этом виноват, а не мазать весь спорт, а тем более всю страну черной краской.

— Насколько я знаю, ты патриот не только России, но и подмосковного Красногорска, где живешь с 1963 года. Почему не перебираешься в Москву, поближе к киностудиям, концертным площадкам, вокзалам?

— Во-первых, Красногорск — это гораздо ближе, чем тебе кажется. Когда я учился в Щепкинском училище, то на электричке и метро добирался до вуза на полчаса раньше, чем многие москвичи. А во-вторых, и это главное, я люблю эти места. В Красногорске прекрасная экология, чистый воздух. И потом, я чувствую себя обязанным родному городу. Недавно было 50-летие школы, в которой я учился. Исполнил на концерте песню «Когда уйдем со школьного двора», которую пел на выпускном вечере. В Красногорске с моей женой Мариной (актриса Марина Майко. — «Труд») создали «Школу гардемаринов», воспитываем подрастающее поколение. Такой вот естественный круговорот жизни.

— И последний вопрос, не могу его не задать, хотя он тебе наверняка надоел. Ты выглядишь если не на 21 год, то максимум на 41. Поделишься секретами своей прекрасной формы?

— У меня, как тебе известно, красавица-жена — высокая, стройная, спортивная. На 10 лет меня младше. А выглядит моложе меня на все 30. Приходится, короче, ей соответствовать. И потом, тело актера — такой же рабочий инструмент, как и нервы, эмоции. С 1997 года я стал серьезно относиться к здоровью, потому что к тому времени начал буквально разваливаться на части. С тех пор ежедневно делаю получасовую зарядку по системе композитора Александра Сергеевича Зацепина, которая включает в себя силовые упражнения, йогу. Плюс теннис, плавание, фитнес-зал. Плюс съемки, концерты, которые держат в тонусе и тело, и душу.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9370
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7067
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?