Главная Культура 00:18 12 Мая 2023 8662
Трубят солдату сбор...

Несколько строк об оптимизме искреннем и фальшивом

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Кадр из фильма «14+: Продолжение» с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит «14+: Продолжение» — сиквел фильма «14+», который был снят в 2015 году и с годами обрел едва ли не культовый статус. Нежную, тонкую, поэтичную ленту о первой любви, которая есть в Сети с английскими, немецкими, французскими, итальянскими субтитрами, за истекшие годы зрители посмотрели порядка 140 млн раз (!). Видимо, это и подвигло Андрея Зайцева снять продолжение истории про Ромео и Джульетту из московского спального района.

Сценарий сиквела режиссер начал писать, когда монтировал свой предыдущий фильм «Блокадный дневник», тяжело ему давшийся в эмоциональном плане. По словам Зайцева, он четыре года находился «на территории смерти». В противовес этому ему захотелось сделать новую картину легкой, веселой, обязательно летней, чтобы уравновесить энергию в самом себе и в окружающем мире. Съемки были назначены на 2020 год, но случилась пандемия, в итоге сиквел выходит на экраны только сейчас, и эта задержка не пошла на пользу фильму...

«14+: Продолжение», как нетрудно догадаться, рассказывает историю повзрослевших героев. Играют их, правда, актеры, которым уже под 25, но на это можно закрыть глаза. Главный герой Леша Васин (Глеб Калюжный) возмужал, поступил в пединститут, в котором ему, впрочем, скучно. Его девушка (Ульяна Васькович) стала актрисой, она приходит к Леше в снах да изредка встречается на рекламных постерах. Герои расстались: первая любовь редко имеет счастливое продолжение. Но Леша Вику по-прежнему любит и, напросившись на встречу, пробует ее вернуть. И слышит в ответ холодное: «Я тебя больше не люблю. А тебе пора уже повзрослеть».

Эту фразу про необходимость повзрослеть с разными вариациями произносят и мать героя, и вузовская преподавательница, и пьяненький сосед по лестничной площадке. Да и сам Леша однажды понимает, что в его жизни что-то идет не так. И он решительно забирает документы из института, чтобы пойти в армию. Мол, начинать взрослую жизнь надо с серьезных поступков, а служба в армии — это мужской долг. Про СВО в «Продолжении» не говорится ни слова, действие происходит, как можно понять, сегодня, но в мирное время. И почему в такой ситуации долг будущего учителя, призванного сеять разумное, доброе, вечное, менее важен, чем долг солдата, ни герой фильма, ни его авторы толком не объясняют.

Леша тем не менее проявляет чудеса героизма, чтобы отвоевать свой, прямо скажем, спонтанный для окружающих, да и для зрителей фильма, поступок. Лешина мама (Ольга Озоллапиня), опасаясь остаться в горьком одиночестве, пытается всеми силами воспрепятствовать решению сына. Для этого у нее и медицинская справочка припасена про серьезный мозговой недуг у своего пышущего здоровьем дитяти, и знакомый военком за взятку (хоть рублем, хоть тщедушным маминым телом) готов «отмазать» Лешу от армии. Но на врачебной комиссии Леша продемонстрирует образцы мыслительной и физической активности и таки добьется своего.

Провожать Лешу на вокзал придут и примирившаяся со своей участью мама, самолично обрившая сына наголо, набросив для этого ему на плечи домашнюю простынку с изображением танков (?), и давно их оставивший, но возникший по такому случаю Лешин отец с крашеными волосами и бархатным голосом (работает на загадочном «Радио «Мужик»). И, наконец, явится новая пассия нашего героя, в которую Леша, еще вчера отчаянно сохнувший по Вике, сподобился скоропалительно влюбиться.

Зовут девушку Настя, но это по паспорту. А вообще-то она попросту Дружище — так Настя обращается ко всем встречным-поперечным, и так всех тянет обращаться к ней самой. Играет Настю-Дружище молодая актриса Полина Гухман, которая еще подростком поразила меня в фильме «Маша» своей удивительной актерской органикой. Но в «Продолжении» Полине досталась невыполнимая задача. Ее героиня на протяжении всего фильма совершает идиотские поступки (например, разбивает стекло в припаркованной машине, чтобы спасти от жары собаку, хотя в салоне автомобиля, как выяснится, работает кондиционер). Она все время что-то теряет, путает, всюду опаздывает, приносит людям одни хлопоты, но эти странности поведения героини подаются режиссером как проявления незамутненной чистоты ее натуры.

Вдобавок Дружище ни на минуту не закрывает рот. Она без устали стрекочет, как новенькая газонокосилка. Или как отбойный молоток — кому какая метафора ближе. От пустопорожней говорливой дуры, без устали несущей пошлый бытовой сор, хочется бежать на край света. Хоть бы и в армию. А уж понять, чем она очаровала вроде неглупого парня Лешу, совершенно невозможно. Или с его мыслительными способностями действительно есть проблемы?

Боюсь, фильм «14+: Продолжение» значительно уступает ленте «14+» в искренности, обаянии, таланте. Известно, что сиквел редко дотягивает до уровня породившего его оригинала, но ежики-режиссеры плачут, колются, однако продолжают усердно грызть кактус — раз за разом снимают продолжение своих удачных картин, и почти всегда с заранее известным (отрицательным) результатом. Но, видимо, Андрею Зайцеву нужно было удостовериться в этой истине на собственном опыте.

Впрочем, он позиционирует свою ленту не только как сиквел, но и как поколенческое высказывание, как «Я шагаю по Москве» 60 лет спустя. Зайцев намеренно повторяет ряд ситуаций и сюжетных линий из шедевра Георгия Данелии, щедро цитирует его. В частности, в его фильме есть погоня за вором и сцена в полицейском участке, в нем рефреном звучит знаменитая мелодия Андрея Петрова «А я иду, шагаю по Москве», а памятник Маяковскому снят примерно с того же ракурса, что и соратником Данелии, гениальным оператором Вадимом Юсовым. Но экранной магии в этих повторах почему-то не возникает.

А еще в фильме Зайцева много пейзажей гламурной Москвы: Арбат, Садовое кольцо, Тверская, «Сити». А еще в кадре много солнца и света, движения и бодрой суеты, много неонового блеска, улыбок в кадре и всеобщего хорошего настроения. Но искренний оттепельный оптимизм Шпаликова и Данелии образца 1964 года — не чета натужному, ни на чем не основанному бодряческому оптимизму фильма «14+: Продолжение», который выходит на экраны в тревожные для нашей страны и для всего мира дни...

Как верно, пусть и по другому поводу, заметил один великий писатель, «шестьдесят лет тому назад «оптимист» и «дурак» не были синонимами».

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5605
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4601
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Звезда отечественных мюзиклов желает читателям «Труда», чтобы они ощущали себя счастливыми здесь и сейчас

Анна Чепурнова
Труд
Мечта Валерии - сыграть большую, знаковую роль в кино. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На телеканале «Россия 1» продолжается шестой сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один». Одна из главных участниц его — звезда отечественных мюзиклов, актриса кино и театра...