Под голос радиодиктора, вещающего о погоде, дедушка (Алексей Петренко) достает из густой поддиванной пыли мышеловку с попавшимся мышонком, которому железка перебила хребет. Эта сцена мгновенно задает тон всему фильму Сергея Снежкина, который называется так же, как и повесть Павла Санаева, но отличается от нее достаточно сильно. Основной сюжет сохранен, мальчик (Саша Дробитько) живет у страстно и жестоко любящей его бабушки (Светлана Крючкова) и уклоняющегося дедушки, а ещё у него есть мама (Мария Шукшина), которая мечтает забрать сына, а бабушка не отдает. Но трактовка Снежкина, написавшего по повести собственный сценарий и сделавшего акцент в первую очередь на взрослых героях, дает возможность пересмотреть отношение к книге — её поклонники вспоминали свои ссоры с дедушками и бабушками, и сладкая жалость к себе отметала мысли о том, как они сами будут обращаться с внуками.
Пластичная психика литературного Саши Савельева позволяла выдерживать чудовищные скандалы и обращение «идиотик» — он все равно лазал по стройкам и притворялся грабителем в детском санатории. Снежкин смотрит на эту историю с другой стороны, глазами взрослого, усталого человека, уже понявшего, что именно в детстве родилась та горечь, которая сейчас пропитывает его душу, и, может быть, даже простившего тех, кто помог этой горечи появиться.
В фильме много точных примет и
Бабушка же сыграна Светланой Крючковой так, что даже в словах «змееныш» и «дрянь» слышится любовь, а в предложении купить вагончиков к железной дороге — злоба, и оба чувства сплетаются во фразе «Куплю вагончиков и разломаю на твоей башке!». И именно она — главная героиня фильма, ужасная и несчастная, не умеющая толком ни взять любовь, ни дать — всегда она у нее «наказания хуже».
То, что в картине порой мелькает на краю кадра бюст Ленина, вводит в искушение воспринять героиню как метафору сумасшедшей Родины, и не исключено, что Сергей Снежкин, поставивший «ЧП районного масштаба», подобную метафору тоже имел в виду.
Но «Похороните меня за плинтусом» — тот случай, когда надо разбираться в своих отношениях с родными, живыми и мертвыми, а о Родине думать уже потом.