Главная Культура 00:01 04 Февраля 2022 10185
С чем его едят, «Цыпленка жареного»

Никита Волков – о главной роли в сериале про бандита и поэта

Анна Чепурнова
Герой Никиты Волкова мог стать ярким поэтом, но революция сделала его бандитом. Фото: Первый канал

На Первом канале начался показ 16-серийного исторического детектива «Цыпленок жареный». Речь в нем — о НЭПе и сухом законе того времени... Да-да, не только в Америке, но и в нашей стране в 1920-е годы разгорались алкогольно-криминальные страсти. Но если в США им посвящено много драм, включая культовые ленты — например, «Однажды в Америке», то что касается ранней советской России, эта тема практически не исследована ни в отечественной литературе, ни в кино. Режиссер Елена Николаева взялась восполнить пробел. Замес в ее «Цыпленке жареном» получился действительно крутой: банды, налеты, дружба, любовь, предательство... И все это — в Петрограде, колыбели трех русских революций, на фоне пафосного зарождения нового коммунистического мира... Исполнитель главной роли поэта и анархиста Роди Никита Волков рассказал «Труду» о съемках, которые, к слову, проходили три года назад: снять успели еще до пандемии, а вот выпустить картину удалось только сейчас.

— Чем вас привлек образ Родиона?

— Пижон, анархист, сердцеед, бандит, пират, романтик — здесь есть за что зацепиться. Он легко относится к своей жизни и ценит чужие. Хваток, как Остап Бендер, обладает хитростью, смекалкой, хлесткой речью, психологическим чутьем. Притом у него есть личный кодекс чести. Родя одинаково легко общается с беспризорниками и с авторитетами криминального мира. Каждое его ограбление — своего рода акт искусства, он всегда в образе: грим, парики, усы, пластическое перевоплощение... Он, если угодно, художник по натуре — и этим мне близок. Вот только воровство как способ добывать деньги я решительно не принимаю. Но Родион и работает тоже: пишет для газет и журналов.

Родион даже пистолет держит по-особому — интеллигентно

— Трудно было получить роль?

— Да, кастинг был долгим. Но я еще при чтении сценария понял: он стоит того, чтобы приложить все усилия и сняться в этом фильме. Диалоги были так хорошо написаны, что в речи моего героя, в частности, нельзя было ничего менять. А ведь зачастую мы, актеры, грешим вольным изложением той или иной сцены на пробах, чтобы выглядеть органичнее: переставляем местами слова, добавляем что-то от себя. Здесь нечто подобное только пошло бы во вред.

— Как вы сработались с Еленой Николаевой?

— Легко, она очень хорошо знает, чего хочет от артистов, и для каждого из них находит правильные слова. Я многому у нее научился.

— Вам везло на режиссеров-женщин — вы ведь и дебютировали в фильме Веры Глаголевой «Две женщины» (по «Месяцу в деревне» Тургенева). Есть ли разница между «женским» и «мужским» режиссерским процессом?

— Мне кажется, гендер в этой профессии не играет никакой роли, все зависит от конкретной личности. Например, я бы сказал, что Елена Николаева — человек со стальным стержнем, Вера Глаголева была очень чуткой и действенной. Низкий ей поклон за то, что разглядела во мне, 18-летнем, те черты, которые видела в тургеневском Беляеве. Думаю, что сейчас, набравшись опыта, я сыграл бы этого героя совсем иначе. Но, наверное, тогда бы и очарование той истории пропало. Между прочим, для «Двух женщин» я тоже проходил долгие мучительные пробы. Но игра стоила свеч, подобный дебют — большая удача в моей жизни. И, кстати, это один из любимых фильмов моей жены Лены.

— Какая съемочная локация «Цыпленка жареного» больше всего пришлась вам по душе?

— Квартира Роди — художники-декораторы создали ее в особняке Брусницыных на Васильевском острове в Петербурге. Там невероятной красоты интерьеры с резными деревянными панелями, окна в пол, высота помещений — метра четыре. Для меня работа в этом здании стала просто подарком. По сюжету, дом раньше целиком принадлежал семье Родиона, но после 1917 года он распорядился им иначе: раздал комнаты людям, которые были ему небезразличны, а сам переехал в библиотеку.

Художники и операторы ленты постарались воспроизвести колорит времени

— Родион — поэт, а вы сами никогда не писали стихов?

— Нет, но мне нравится читать их. Пушкин, Лермонтов — из любимых...Хотя вот в театральном вузе с интересом открыл для себя Велимира Хлебникова. Кстати, перед съемками «Цыпленка жареного» Елена Владиславовна вручила мне два больших тома стихов — Маяковского и Хлебникова, сказала, что изучение их будет частью моей подготовки к роли.

— И что же эти поэты подсказали вам?

— Они — из самых знаковых, даже культовых представителей той эпохи. А свойственное им (особенно Маяковскому) «хулиганство» слога, равно как и его уникальность, прекрасно ложатся на черты характера, которыми режиссер хотел наделить героя.

— Ваш сериал — о НЭПе, наступившем вскоре после революции. Наверное, в период съемок вы задумывались — а так ли необходимы были стране эти потрясения, эти качели то в одну, то в другую сторону? И кто лично вам внушает большую симпатию — красные или белые?

— Я — за белых. Но дело художественного произведения — не развешивать ярлыки. Задача другая — раскачать зрителя или читателя, побудить его примерить на себя разные позиции и уж тогда выносить суждение. Try walking in my shoes («Попробуй походить в моих ботинках»), как пелось в песне Depeche Mode. А у Клинта Иствуда есть такое кино: два полных метра о Второй мировой войне на озере Иводзима глазами американской армии и японской.

— Каковы, на ваш взгляд, уроки, которые несет нам, сегодняшним, сюжет «Цыпленка»?

— В любую эпоху человеку есть за что бороться и против чего восставать. Но надо и хранить в душе милосердие, помнить, что другие члены общества, неважно кто они: вор, бедняк, проститутка, служащий — такие же люди, как ты. Попробуй осознать это для начала по отношению к своим близким...

Разве мог сюжет о бандите-романтике обойтись без любовной истории?

— Вы выросли с мамой — эквилибристкой и жонглером; у нее не было попыток приобщить вас к цирковой профессии?

— В детстве меня привлекали в какие-то номера, но это было больше забавой, нежели чем-то серьезным. Одно время мама работала за границей, до школы я два года вместе с ней и ее цирком-шапито ездил по городам Швеции. Каждое утро просыпался и шел смотреть на слонов, тусовался в конюшне, помогая убирать за пони и верблюдами. В какой-то момент от экзотических животных и вообще от цирковой жизни наступило перенасыщение. Я себя абсолютно никем там не видел — ни акробатом, ни клоуном, ни дрессировщиком. Однажды сказал маме, что если и останусь в цирковом деле, то только директором.

— В какой кружок вы сами планируете отдать трехлетнего сына Луку?

— Запишем на футбол, у него эта игра хорошо идет. Я и сам ее люблю, периодически играю с друзьями.

— Вы коренной петербуржец, но недавно в вашем инстаграме я прочитала: «Ну что, Москва... Встречай!». Означает ли это, что вы перебрались в столицу насовсем?

— Да, я долго планировал этот переезд, и наконец он состоялся. Для меня это важно, потому что над всеми своими проектами я в основном работал именно здесь. Пока что мы обживаемся, но уже чувствую себя достаточно комфортно, и московский ритм жизни, более быстрый, чем в Петербурге, меня вполне устраивает.

— Вы говорили, что не переедете, пока вас не пригласят в какой-нибудь московский театр. Значит, уже пригласили?

— Пока я предпочел бы не рассказывать о моем будущем месте работы. Хотя, думаю, информация о нем скоро появится в соцсетях.

— Что вам, как артисту, дает театр?

— В нем можно уйти от слишком узкого амплуа, быть разным, экспериментировать, заниматься тем, что тебе нравится. Это большое счастье — иметь театр, который любишь. Наверное, тем, кто этого не испытал, сложно объяснить, почему актеры могут проводить в театре по 12 часов подряд, часто после этого уходить неудовлетворенными собой — и все равно на следующий день спешить на репетицию.

— Семья не в претензии на такое долгое нахождение ее главы вне дома?

— Нет, ведь это моя работа. А все свободное время мы с женой стараемся уделять сыну, он так быстро растет! Вместе с ним рисуем, собираем конструкторы, играем, бегаем. Лука очень активный — это в меня. Но и жена нашу любовь к спорту разделяет, мы ее, наверное, скоро на соревнования по футболу отправим.

— Неужели она гоняет мяч по полю с вами?

— У нее просто нет другого выбора.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5633
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4639
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4084
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...