Главная Культура 21:29 01 Апреля 2014 2680
Успеть до снега

Андрей Звягинцев снял своего «Левиафана» на краю России

Лариса Алексеенко

На свое недавнее (два месяца назад) 50-летие Андрей Звягинцев отказался от всех интервью, объяснив, что пока не снимет «Левиафана», говорить не о чем. Сегодня Андрей Петрович – наш собеседник. Это значит, что картина, занимавшая режиссера последние несколько лет, закончена. А еще – вышла в свет первая книга, посвященная автору «Возвращения», «Елены» и других знаменитых картин. Ее составили критические разборы работ режиссера, интервью с членами его творческой группы, материалы одного из мастер-классов Звягинцева.

Как долго шла работа над книгой?

– После того, как фильм «Изгнание», как мне показалось, был неправильно воспринят, мне захотелось внести некоторую ясность. Идея нашла единомышленников, но прошло много лет, прежде чем появилась эта книга.

– Неужели вы до сих пор реагируете на плохие рецензии?

– Как ни странно, да. Кому же не хочется, чтобы его правильно понимали.

– Не поверю, что вы все свое время отдавали «Дыханию камня...»

– Конечно, нет. Как только почувствовал, что дело пошло, то и отпустил.

– Со своими фильмами вы так же поступаете – «снял и отпустил»? Неужели даже желания пересмотреть не бывает?

– Я настолько их помню, что никакого смысла пересматривать нет. И это касается не только моих фильмов. Но там причина другая. Я боюсь испортить сильное впечатление от первого просмотра. Первым фильмом, который меня потряс, была «Жизнь взаймы» Сидни Поллака по роману Ремарка. Это было в 1982 году. Я жил в Новосибирске, тогда не очень избалованном культурой. И вот пришел на этот черно-белый фильм. Впервые увидел в нем Аль Пачино и был покорен его игрой. Именно тогда я, закончивший Новосибирское театральное училище, понял, насколько был беспомощен в своей профессии. Хотя в тот момент в Новосибирске у меня судьба складывалась. Но после этого фильма, отыграв спектакль и сидя в гримерке, вдруг поймал себя на мысли, что моя жизнь так и пройдет на этой сцене: ну, сыграю я Гамлета, которого «на меня» собирались ставить, и дальше что? Надо продолжать учиться. Когда я сбежал в Москву, мастер моего театрального курса был очень недоволен, но справился со своими чувствами и сказал: «Поучись и возвращайся». И по первому времени, когда у меня в столице не очень складывалось, эта мысль предательски иногда приходила ко мне. Но, как вы знаете, в родной город я так и не вернулся и Гамлета не сыграл. А не так давно пересмотрел фильм, который стал причиной моего отъезда, и был разочарован. Во-первых, он оказался цветным, и я его просто не узнал, да и игра Аль Пачино не произвела такого яркого впечатления. С тех пор фильмы пересматривать я перестал.

– Вы по-прежнему создаете свои фильмы сначала на бумаге в рисунках, а затем по раскадровке снимаете?

– От страха за свою первую работу – фильм «Возвращение» – я действительно нарисовал всю картину, рассчитывая, что если даже что-то на съемочной площадке пойдет не так, я не растеряюсь, потому что все решения есть у меня в кармане. «Левиафан» – мой первый опыт, когда я ничего не прорисовывал. По замыслу он сложился заранее, но детали на 50% решены не были. Причины – вполне объективные. Мы снимали на Кольском полуострове, в Кировске и поселке Териберка. 17 сентября там – час икс: на протяжении последних ста лет в этот день всегда начинает идти снег. И мы старались уложиться в эти сроки.

– На съемочной площадке вы диктатор?

– Трудно сказать. На этих съемках я впервые столкнулся с вежливым, но отказом актера выполнить мои просьбы. Мне казалось, что его версия разрушит всю композицию, однако этого не произошло, наоборот, вышло даже очень хорошо. Не даю никакой оценки произошедшего, просто делюсь новым для меня опытом.

– Вы всегда очень долго, если не сказать мучительно, вынашиваете свои фильмы. От дебютного «Возвращения» до «Изгнания» прошло четыре года, столько же разделило второй фильм и «Елену». Почему?

– Большую часть времени занимает подготовительный период: написание сценария, поиск натуры и актеров. Например, сюжет «Левиафана» мы с моим соавтором Олегом Негиным переписывали четыре месяца, после этого начались экспедиции – поиски мест для съемок, которые тоже шли непросто. Мы начали искать натуру в июне прошлого года. За четыре месяца проехали по всем направлениям в радиусе 600 километров от Москвы, посетили более 70 городков! Побывали в Орле, Пскове, Владимире, даже заезжали в белорусские поселения. И вдруг – тот самый Кировск! Он сразил нас удивительным ландшафтом: панельный дом 1970–1980-х годов, такие есть где угодно…

– За десять лет у вас в общем сложилась команда единомышленников. Тем не менее состав ее варьируется.

– Конечно: новый замысел требует новых лиц. Так в моих фильмах появилась Елена Лядова, которую я знал много лет, но даже не представлял, насколько она подойдет в «Елене». Главный закон для меня – закон правды. Он – в том, доверяешь ли ты тому, что происходит на экране, или нет. Зная актера, просто предлагаю ему сыграть сцену и вижу соединение материала и героя. Когда Владимир Вдовиченков пришел на пробы, он знал весь текст сценария «Левиафана». Меня удивляет такая степень подготовленности актера и его очень серьезный настрой. Другой актер, занятый в этом фильме, Алексей Серебряков, на съемках все время ходил в одежде своего героя, вживаясь в образ. Вот это для меня – яркие примеры того, как рождается доверия на съемочной площадке.

– Правда ли, что в фильме много нецензурных слов?

– Да. Сначала мы пытались их избежать, но поняв, что так говорит народ, перестали искать слова-заменители. Из того же принципа правды и доверия.

– Когда фильм выйдет в прокат?

– Это зависит от активности фестивалей, показ на которых необходим для таких фильмов, как наш. Прокат фестивального кино – отдельная и очень сложная работа. Обычно мое кино на Западе принимают лучше, чем дома. Уже сейчас «Левиафан» закуплен рядом стран.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5582
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4581
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Звезда отечественных мюзиклов желает читателям «Труда», чтобы они ощущали себя счастливыми здесь и сейчас

Анна Чепурнова
Труд
Мечта Валерии - сыграть большую, знаковую роль в кино. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На телеканале «Россия 1» продолжается шестой сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один». Одна из главных участниц его — звезда отечественных мюзиклов, актриса кино и театра...