Как-то совершенно незамеченным прошло исчезновение из эфира «Первого» популярной программы «Смак», хотя и ходили разговоры о том, что кулинарное шоу по разным причинам может вслед за «Пока все дома» отправиться к конкурентам на «Россию». Этого не произошло. Но «Смак» не умер, пусть его и нет больше в телевизоре. Он возродился в интернете — и в этом есть очень важная примета времени.
Новое название проекта, демонстрируемого на YouTube, — «Смак Андрея Макаревича». Да-да, к кастрюлям и сковородкам вернулся знаток всех кухонь мира и лидер «Машины Времени»! Как объяснил сам Андрей Вадимович, уход его детища из эфира федерального вещателя связан с рядом условий, которые смущали правообладателя бренда.
В частности, обязательным стало приглашение в качестве поваров лиц, аффилированных с «Первым». Стоило на канале появиться сериальной премьере, как звезды из нее тут же становились гостями Ивана Урганта, который был ведущим «Смака» последние десять с лишним лет.
Но речь в данном случае не о конкретной передаче, а об уходе того, что прежде считалось абсолютно телевизионным форматом, во Всемирную сеть. Вообще о том, что YouTube становится серьезным конкурентом традиционного ТВ, аналитики рассуждают давно. Оживились подобные разговоры с момента появления там авторского телеканала «вДудь». Неудивительно: во-первых, у него аж 4,5 млн подписчиков. Во-вторых, мало кто из интервьюеров «ящика» может похвастаться таким количеством заманенных на откровенную беседу ВИП-ов. Судя по раздражению, которое вызывало одно только имя Юрия Дудя у «динозавров» федерального эфира, многие из них просто завидовали внутренней свободе молодого наглеца, его умению вести разговор с великими мира сего на равных, но не переходя границ вежливости. «Это не СМИ, это самодеятельность», — утверждали они. Ну, конечно, так Никита Михалков и согласился бы принять участие в самодеятельности!
Чем дальше, тем яснее становилось, что появиться в качестве собеседника Дудя едва ли не престижнее, чем у кого-то из ведущих того же «Первого». Апофеозом стал разговор Юрия с Дмитрием Киселевым. И неважно, кто кого во время оного «сделал», на этот счет существуют разные мнения, важен сам факт встречи человека, символизирующего собой официальную государственную пропаганду, с «каким-то блогером».
А вот еще одна новость, свидетельствующая об очередном качественном прорыве YouTube. У многих обывателей существовало мнение, что собственные сетевые каналы в России — удел бедноты. Потому что там нет места дорогостоящим шоу, нет проектов, требующих совместных усилий большого количества людей. Захотел какой-нибудь либерал языком почесать, сел перед камерой (или, прости господи, перед телефоном), поболтал, а потом выложил на всеобщее обозрение. Дешево и сердито.
Но уже в марте на канале «Парфенон» Леонида Парфенова появятся новые выпуски его фирменного проекта «Намедни». Если кто забыл, это исторические хроники. На сей раз они коснутся периода 1946-1951 годов. «Намедни», каким оно было прежде и каким его обещают представить в возрожденном виде, требует значительного бюджета. На вопрос, откуда деньги, от авторов звучит уклончивый ответ, что, мол, поклонники старого формата в состоянии оказать спонсорскую помощь...
Конечно, дело не только во вложениях. Все больше становится сетевых каналов, рассчитанных на возрастную аудиторию. Еще совсем недавно считалось, что интернет — это удел молодежи. Но совершенно очевидно, что контент Парфенова ближе его ровесникам. Раз «Парфенон» имеет успех (а он имеет, об этом можно судить в том числе и по наличию рекламы), значит, и граждане 45+ постепенно уходят в виртуальное пространство.
Другой пример — канал Олега Меньшикова, посвященный театру. А еще — Артемия Троицкого, Михаила Ширвиндта, других вполне зрелых и состоявшихся людей.
У тех ведущих, кто общается с пользователями, а не со зрителями, есть уникальная возможность: моментально определить уровень попадания «в тему». Люди крайне редко дают комментарии на происходящее на экране телевизора, хотя в некоторых политических ток-шоу они иногда и выводятся на всеобщее обозрение. Людям лень писать. А вот лайкнуть или дизлайкнуть — запросто. Такая оперативная реакция никаким федеральным политинформациям и не снилась.
И все это только начало. Все чаще слышатся заявления о том, что новые сериалы, реалити, авторские программы будут сниматься не для голубого экрана, а для монитора. Глядишь, скоро нажмешь на кнопку пульта, а там вместо картинки повиснет надпись «Канал закрыт. Все ушли в Сеть».
Понимают ли это начальники и их подчиненные в «Останкино» и прочих оплотах традиционного ТВ? Еще как! И вот пример. На YouTube-канале ВГТРК регулярно стала появляться Ольга Скабеева, еще одно лицо государственной пропаганды. В этом формате она общается с народом или со своими гостями. И в том и в другом случае — на темы, которые, как ей кажется, представляют интерес для молодежи.
Вот только до масштаба и качества аудитории Дудя ей пока далековато.