Главная Культура 00:02 28 Ноября 2014 12493
Юлия Ауг: Монарший голос не должен быть громким - тогда его будут слушать

Mfr считает актриса, сыгравшая Елизавету в новом сериале «Екатерина»

Елена Ищенко

На телеканале «Россия 1» прошел телесериал «Екатерина», посвященный молодым годам Екатерины Великой и ее непростым взаимоотношениям с действующей тогда императрицей Елизаветой Петровной. Роль юной Екатерины сыграла Марина Александрова, а гордую, сильную и счастливую Елизавету исполнила замечательная Юлия Ауг, прославившаяся некогда благодаря фильму Алексея Федорченко «Овсянки». Корреспондент «Труда» поговорил с актрисой о том, каково это — играть монаршую особу — и почему ее тянет в Средневековье и в режиссуру.

— Вы сыграли Елизавету Петровну, царицу, которая не может родить наследника. При этом в вашей фильмографии чаще встречаются другие героини — женщины, олицетворяющие плодородие, в тех же «Овсянках» Алексея Федорченко.

— Дело не в наследнике престола, хотя Елизавета постоянно повторяет, что империи нужен преемник. Просто она невероятно хочет ребенка. И у нее, в отличие, кстати, от многих императриц, есть любимый человек, он рядом — это граф Разумовский. И она не может от него родить! В этом трагедия.

— Вам было близко это ощущение?

— Не могу так сказать: у меня, слава Богу, есть ребенок. Нужно говорить не о близости роли, а о том, хочешь ты ее сыграть или нет. Если хочешь, то у тебя меняется химический состав крови, меняется взгляд, кожа, походка. И в тот момент, когда я в какой-то мере превратилась в Елизавету, эта трагедия оказалась мне очень понятной.

— Значит, вы сразу и без раздумий согласились играть Елизавету?

— Конечно! По большому счету, Елизавета практически неизвестный персонаж нашей истории. Мы многое знаем о Екатерине: и о молодых годах, и о зрелых, о ее деяниях для России и модернизации, знаем количество и имена мужчин, которые ее окружали, и ее романы. Сколько фильмов о ней снято! Но мы практически ничего не знаем о Елизавете. Мне кажется, что благодаря этому сериалу в нашей истории станет на одно белое пятно меньше.

— То есть, несмотря на то что главная роль в сериале отведена опять же Екатерине II, Елизавета Петровна часто появляется в кадре?

— Да, безусловно, Елизавета — центральный персонаж.

— Как вы готовились к роли?

— Я много читала, в том числе исторические материалы, пытаясь понять, как менялась Елизавета Петровна, какие личностные деформации с ней произошли. Елизавета ведь не должна была стать императрицей, и никто не предполагал, что когда-то она сможет взойти на престол: во-первых, она была младшей, а во-вторых, не очень любимой дочерью. Ее не готовили к престолонаследию — и потому ее детство было абсолютно счастливым! Она играла на разных инструментах, владела четырьмя языками, умела танцевать, любила веселое общество, балы, маскарады, обожала переодеваться... Для нее жизнь была праздником! Но в какой-то момент Елизавета осознала, что нужно взять власть в свои руки: если она этого не сделает, все реформы ее отца пойдут прахом. Тогда начала меняться ее личность. Но в начале правления она азартна: ей нравится, что вокруг соратники, мужчины, которые помогли взойти ей на престол, и самое главное — вокруг огромная держава, которую нужно сохранить и приумножить. Елизавета очень трепетно хранила то, что было передано Петром, и воплощала это в жизнь. Екатерина, напротив, начала устанавливать свои порядки.

— Но Елизавета в сериале — это еще и женщина, которой нужно найти наследницу, чтобы в дальнейшем уступить ей место. Есть, наверно, этот мотив соперничества?

— Это не совсем так: действие фильма разворачивается, когда Елизавета была у власти всего пару лет. Она призвала ко двору Петра Федоровича — внука Петра I, сына цесаревны Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха, но вскоре поняла, что надеяться на него нельзя, страной будет править его жена. И она должна найти достойную. Она перебарывает чувство соперничества ради других целей.

— Юлия, вы довольно часто раздеваетесь в кадре, и это вызывает восхищение: в вас будто нет этой пресловутой сексуальности глянцевых журналов, но наоборот — что-то природное и глубоко естественное. Вам это легко дается?

— Да! В этом плане я язычница. Во мне нет православных табу, наложенных на тело.

— А в «Екатерине» приходилось раздеваться?

— Был эпизод, но насколько знаю, он не вошел в финальный монтаж — когда я озвучивала роль, не увидела его. А эпизод, на мой взгляд, очень красивый, как красива была и любовь между Елизаветой и Разумовским. Но, видимо, цензоры канала подумали, что это слишком.

— Не было у вас желания сыграть не Елизавету, а Екатерину?

— Почему нет? Но не в молодые же годы! В сериале Екатерина — молодая девушка, которая только приезжает в Россию и начинает понимать свое будущее, приобретает определенные качества, чтобы взять в руки эту огромную империю. А вообще да, я бы хотела сыграть Екатерину. В период ее расцвета.

— А в целом, каково это — играть монаршую особу?

— Не легче и не труднее, чем любую другую роль. Но было интересно искать интонацию. Что такое властный голос? В какой-то момент я поняла, что он не должен быть громким, а наоборот, довольно спокойным, даже чуть более тихим, чем в обычном разговоре. Голос, который заставляет собеседника прислушиваться.

— В последнее время вокруг вас настоящий ажиотаж — фильмы, спектакли, сериалы... Хотя лет 10 назад такого не было. Пришло ваше время расцвета?

— Есть замечательный закон физики — сохранения и накопления энергии. Все эти года во мне копилась энергия и теперь ее достаточно, чтобы работать в полную силу.

— Как думаете, у каждого актера есть такой период?

— Нет, так происходит далеко не у всех. Кто-то готов уже в 16 лет, кто-то может исполнять прекрасные роли на протяжении всей жизни... А кому-то нужно дожить до 50, чтобы стать великой актрисой, чтобы тебя узнал весь мир — как произошло с потрясающей Джуди Денч.

— А к какой роли вы сейчас готовитесь?

— Знаете, у меня такая замечательная полоса: ни к какой роли не готовлюсь. Есть несколько проектов, которые вроде бы должны запуститься. Но для старта новых дел сейчас тяжелое время, поэтому лучше не говорить о каком-то назревающем проекте, чтобы не сглазить.

— Вы как-то говорили, что мечтаете сыграть героиню из Средневековья...

— Да, очень! Но это заказ во Вселенную, пусть она слушает! Мне кажется, если с моего лица снять всю косметику, а с тела — все современные примочки и надеть на него простое длинное платье, то я буду оттуда, из Средневековья. Есть и персонаж, которого я бы хотела сыграть, женщина с невероятной историей. Она была женой бургомистра, жестокого правителя, и за его спиной занималась благими делами — спасала больных и прокаженных. Ее обвинили в ведовстве и только благодаря статусу мужа не сожгли на костре, но отправили в вечное заточение. Ее изображение есть в церкви святого Лаврентия в Нюрнберге. Не знаю, удастся ли мне когда-нибудь ее сыграть. Сейчас важнее другое: завтра (мы беседовали в конце прошлой недели. — «Труд») я улетаю в красноярский ТЮЗ, где мы проведем итоговые репетиции и премьеру спектакля «Горькие слезы Петры фон Кант» по Фассбиндеру, и я там режиссер.

— Как вас занесло в красноярский ТЮЗ?

— Великий театральный деятель Олег Лоевский пригласил меня поучаствовать в его студии — написать эскиз спектакля по киносценарию. И я, можно сказать, выиграла этот тендер. Главная сложность в том, что в этом театре нет возможности постоянной работы. Мне звонят и говорят: «Приезжайте, есть неделя, можете работать». И я еду. А завтра начнется финишная прямая. Но поставить спектакль за месяц — это реально! Мы с Кириллом Серебренниковым поставили спектакль за 10 дней! Я говорю о спектакле «(М)ученик», который получил номинацию «Золотой маски» как лучший драматический спектакль, а на днях его покажут на московском международном фестивале «Новый европейский театр». Так что это возможно!

— Почему вы выбрали именно «Горькие слезы Петры фон Кант»?

— Я очень давно люблю этот фильм, текст и историю. Хотела сделать спектакль, когда еще жила в Питере, в 90-е. Но не срослось — не нашла площадку, спонсоров. А здесь все сложилось. Мне позвонил Роман Феодори, главный режиссер красноярского ТЮЗа, и сказал: «Юля, умоляю. У меня столько хороших актрис, возьми сценарий с женскими ролями!» И тут я вспомнила про свою давнюю мечту.

— А почему вы вообще решили обратиться к режиссуре?

— В какой-то момент стало очень интересно придумывать мир — свой локальный мир спектакля или кино. И ты можешь добиться того, чтобы этот мир был точь-в-точь таким, каким ты его придумал. Ты почти что бог, демиург.

Юлия Ауг. Актриса, режиссер

Родилась в Ленинграде. Детство и школьные годы прожила в Нарве (Эстония). Окончила ЛГИТМиК как актриса, с 1993 по 2004 год работала в ТЮЗе им. Брянцева. В 2004 году переехала в Москву. Здесь в 2007 году окончила ГИТИС как режиссер в мастерской Иосифа Райхельгауза. В 2007 году поступила на режиссерский факультет Высших курсов сценаристов и режиссеров, мастерская Ираклия Квирикадзе и Андрея Добровольского.

Награждена призом кинофестиваля «Балтийские дебюты — 2007» за роль Натальи в фильме «Враги» режиссера Марии Можар и продюсера Алексея Учителя. Признана лучшим режиссёром на II Межрегиональном фестивале «Театральный АтомГрад — 2013». За роль Людмилы Петровны в фильме «Интимные места» получила приз XXIV открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи. Дочь Полина учится на актрису в ГИТИСе, мастерская Сергея Голомазова.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5640
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4645
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4145
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...