- Создавая историческую экранизацию, режиссеры зачастую позволяют себе существенно отходить от источника. Что позволил себе Юрий Мороз на съемках этой картины?
- Современный мир вносит свои коррективы. Одно дело - прочесть книгу, и другое - показать по телевизору. Зрители должны это понимать. Мороз гениально докопался до эпохи Достоевского и подобрал молодых актеров, что соответствует материалу. Потому что зачастую Карамазовых играют актеры в возрасте, режиссеры зачем-то создают образы умудренных жизнью людей.
- Вы играете Митю Карамазова, который не может поделить свою любимую женщину с отцом. Были ли моменты, когда вы не могли поделить что-то со своим папой?
- Не могу сказать, что нам было что делить. Мне и так не хватало общения с ним, так что возможности поделиться было не так много. Наличие отца, пусть не активно принимающего участие в моей жизни, - это уже хорошо, потому что бывает намного хуже.
- Кстати, об отцах и детях. Ваш старший сын часто снимается вместе с вами. Хотите, чтобы он тоже стал актером?
- Глеб и в "Братьях Карамазовых" играл - Митю в детстве. Сына учу тому, что без труда не выловишь и рыбку из пруда. При наличии родителей-актеров ему трудно разобраться, каким по-настоящему должен быть путь трудолюбивого человека.
- Вы смотрели фильм Ивана Пырьева "Братья Карамазовы" 1969 года, который был номинирован на "Оскар"?
- Если было бы поменьше самовлюбленности и эгоизма, то, наверное, я бы это сделал. Материал сложный, и чтобы подготовиться, я просто старался дойти до глубин своих страстей, инстинктов. Я погружался в себя, обдумывал, как бы я поступил на месте своего героя, пробовал представить время Достоевского. Проблема "карамазовщины" в той форме, в которой о ней писал автор, на сегодняшний день исчерпана. Мало кто сегодня будет так переживать из-за предательства или растраты чужих денег, у людей сейчас мозг загружен другими проблемами. С другой стороны, по большому счету человек не изменился. Изменились обстоятельства.
- Все чаще произведения русских классиков экранизируются на Западе, что вы думаете об этих работах?
- Я видел много американских экранизаций русских произведений. Мне бы не хотелось, чтобы у наших режиссеров так же терялся смысл содержания книги, если вдруг они решат снимать что-нибудь по Теодору Драйзеру или другим американским классикам. Видно, что западные режиссеры не понимают до конца суть произведения.
- Вы служите в "Ленкоме", театре, которому недавно ушедший из жизни актер Олег Янковский посвятил 30 лет своей жизни. Что можете сказать об этом человеке?
- Олег Иванович был очень легким человеком и настоящим профессионалом. Он любил свою работу и держался за театр. Когда я хотел уходить из театра, он попросил меня подумать получше, потому что ничто так не дисциплинирует актера, как работа в театре.