Главная Культура 22:01 25 Июня 2022 9363
«Не отдавайте землю в руки опустошителей и невежд»

От Паустовского к Пушкину и обратно - маршрут по музейным антресолям и писательским дорогам

Виктория Рогозинская
В Государственном музее Пушкина работает выставка «Воображаемые встречи. Литературное путешествие с Константином Паустовским»

В Государственном музее Пушкина работает выставка «Воображаемые встречи. Литературное путешествие с Константином Паустовским», приуроченная к 130-летию со дня рождения писателя. В создании экспозиции приняли участие ГМИРЛИ имени В.И. Даля, РГАЛИ, музеи Михаила Булгакова, Марины Цветаевой и Сергея Есенина, заповедник «Киммерия М. А. Волошина» и, конечно же, Музей Паустовского, много делающий для того, чтобы имя писателя, столь чтимого современниками, не утратило своего значения и для потомков.

Так сложилось, во многом благодаря одному из неисчислимых изъянов школьной программы по литературе, что для большинства Паустовский — «это для пятиклашек»: всякие там «Барсучьи носы» и «Заячьи лапы». Если бы это было так, то зачем бы великой Марлен Дитрих при встрече с Константином Георгиевичем преклонять колени и целовать ему руки? Коротенький рассказ «Телеграмма» актриса считала одним из самых сильных потрясений в жизни.

«Идею выставки нам подсказал юбиляр, — признается директор музея писателя Анжелика Дормидонтова. — Для Константина Георгиевича было очень важно ощущать себя частью потока отечественной литературы. Он не мыслил себя — читателя, писателя и человека — без непрестанного внутреннего диалога с предшественниками и современниками. Тяга к путешествиям по местам, связанным с дорогими его сердцу писателями и поэтами, возникла у него еще в юности. Маршрут воображаемого путешествия, в которое мы приглашаем гостей выставки, проложен по местам странствий самого Константина Георгиевича: Переделкино — Пушкино — Константиново — Пятигорск — Старый Крым — Ялта — Дунино — Петербург — Таруса — Михайловское. Начинать можно с любой точки и идти в любом направлении».

Для самого Паустовского отправной точкой его литературной кругосветки служил городок Ефремов, где довольно долго жил горячо любимый им Бунин. Зимой 1917 года, только вернувшись с фронтов Первой мировой, Паустовский никак не мог определиться с литературным поприщем и положился на суд любимого писателя — отправил Ивану Алексеевичу свои стихи. Тот ответил юноше: «Мне кажется, Ваш удел, Ваша настоящая поэзия — в прозе. Именно здесь, если вы сумеете проявить достаточно упорства, уверен, сумеете достичь чего-нибудь значительного».

Спустя 30 лет эта история получила продолжение. В 1947 году писатель получил от Бунина открытку: «Дорогой собрат, я прочел Ваш рассказ «Корчма на Брагинке» и хочу Вам сказать о той великой радости, которую испытал я: если исключить последнюю фразу этого рассказа («под занавес»), он принадлежит к лучшим рассказам русской литературы». Прямоугольничек картона с этими лаконичными строчками, прилетевший в Советский Союз из Франции, был для Константина Георгиевича одной из самых дорогих реликвий. Бунинская открытка почти не покидает фонды музея, но для нынешней выставки было сделано исключение. В соседней витрине — не менее редкие экспонаты: письма вдовы Бунина Веры Николаевны. Паустовский приложил все силы к тому, чтобы произведения Бунина были наконец опубликованы в СССР. Первый бунинский сборник и вышел с предисловием Константина Георгиевича.

В 1965 году Паустовский включает подборку стихотворений Марины Цветаевой в знаменитый альманах «Тарусские страницы» — одно из самых ярких явлений в литературе 60-х. Это была первая публикация после долгих лет забвения. В то же время готовила издание цветаевского сборника Ариадна Сергеевна Эфрон, но «Страницы» вышли к читающей публике немного раньше. В витрине, посвященной Тарусе, где сам Паустовский прожил долгие годы, — номер журнала «Новый мир» с дарственной надписью Анастасии Цветаевой: «Дорогому Константину Георгиевичу в благодарность за его книгу о детстве шлю свое воспоминание — о Маринином и о моем детстве, и о нашей общей Тарусе».

Завернув за угол, из Тарусы за три шага можно попасть в Старый Крым, где жил Александр Грин. И в его посмертной литературной судьбе решающую роль играет именно Константин Георгиевич. Сегодня это может показаться странным, но после революции книги Грина долгое время не издавались. Только благодаря настоянию Паустовского в первый сборник включили «Алые паруса», которые сегодня почитаются неоспоримой классикой.

Впервые Паустовский приехал в Старый Крым в середине 30-х. Нашел дом Грина, познакомился с его вдовой Ниной Николаевной, посетил могилу. А вернувшись в Москву, принялся хлопотать о создании дома-музея писателя. Сохранилась его обширная переписка с Ниной Николаевной — несколько писем, где она благодарит Константина Георгиевича за работу с наследием мужа. И нежнейшие волошинские акварели с изображением любимых мест обоих писателей, тоже не часто покидающие родные пенаты. Сегодня в состав заповедника «Киммерия Волошина» входят и дом Грина, и дом Паустовского — они расположены на одной улице в 15 шагах друг от друга.

В витрине, посвященной Чуковскому, почетное место занимает фотография, на первый взгляд ничем не примечательная: писатели сидят у стола, и Корней Иванович внимательно читает какую-то бумагу. На самом деле запечатлен судьбоносный момент: в руках у Чуковского — черновик письма в защиту Кижей. В 60-е Паустовский активно занимался сохранением памятников старины. Однажды к нему пришло письмо из Петрозаводска. Жители сообщали, что местные власти приняли решение разобрать все здания и сооружения Кижского комплекса на дрова, поскольку, по их мнению, никакой ценности те для советского человека не имеют. Копия этого «мудрого» документа, приложенная к письму, хранится в Государственном архиве социально-политической истории России. Паустовский вместе с Чуковским забили в набат — обратились в самые высокие инстанции и отстояли памятник.

Финальный аккорд выставки — пушкинское Михайловское, которому писатель посвятил проникновенный очерк «Михайловские рощи». Центром этого уголка экспозиции стала афиша спектакля «Наш современник», поставленного Малым театром в 1949 году к 150-летию со дня рождения Александра Сергеевича. Постановка, которая предполагалась лишь как одно из событий в череде торжеств, настолько полюбилась и публике, и артистам (Пушкина блистательно играл Михаил Царев, Арину Родионовну — Евдокия Турчанинова, а Елизавету Воронцову — Елена Гоголева), что она еще несколько лет не сходила с афиши театра.

Уже после ухода писателя из жизни близкие обнаружили в тетради, с которой он работал перед кончиной, короткую запись: «Мы жили на этой земле... Не отдавайте ее в руки опустошителей и невежд. Мы — потомки Пушкина, и с нас за это спросится».

Лучше и не скажешь.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9309
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7026
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6218
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?