Главная Культура 01:01 25 Февраля 2022 17081
«Бессмертным» бессмертие точно не грозит

Тигран Кеосаян проехал мимо «Белорусского вокзала»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото: kinopoisk.ru

Это все-таки случилось. Режиссер Тигран Кеосаян, он же ведущий «Международной пилорамы» — худшей, по мнению телекритиков, программы нашего ТВ, снял вольный ремейк фильма «Белорусский вокзал». И это несмотря на протест Андрея Смирнова — постановщика этого киношедевра — и на справедливое возмущение общественности. 21 февраля премьера «Бессмертных» (так назвал свое творение Кеосаян) прошла в кинотеатре «Фитиль». А через день картина, минуя прокат, появилась на двух интернет-платформах. Не потому ли было решено не выпускать ленту на большой экран, что в прокате ей ничего не светило?

Примерно год назад Кеосаян позвонил Андрею Смирнову и известил его о том, что намеревается снять ремейк «Белорусского вокзала». Только не про ветеранов Великой Отечественной, а про участников Афганской войны. «Я, честно говоря, был несколько взволнован, сказал, что не надо путать Отечественную войну и войну колониальную. На что Кеосаян мне ответил, что это предрассудки, война есть война и так далее», — поведал тогда журналистам Смирнов.

По словам Андрея Сергеевича, Кеосаян признался, что хотел бы получить его благословение на свой проект. «Я взбесился: какое, к черту, благословение, как это можно уравнивать? Но Кеосаян сообщил, что все равно будет снимать фильм, и повесил трубку», — поделился горьким недоумением создатель классического советского фильма.

Тогда, впрочем, многим показалось, что Кеосаян даст задний ход: с сайта «Мосфильма», в одном из павильонов которого должны были начаться съемки, исчезли все упоминания о «Бессмертных». Но, как теперь выяснилось, работа над фильмом продолжилась, только уже в атмосфере секретности. Перед нынешней премьерой Кеосаян охотно раздавал интервью, напирая на то, что это не ремейк «Белорусского вокзала», а самостоятельное кино. Но уже первые кадры заставили меня в этом усомниться...

Завязка «Бессмертных» — такая же, как и в «Белорусском вокзале»: на кладбище встречаются четверо однополчан-афганцев, приехавших проститься со своим умершим боевым товарищем. Только вместо героев Алексея Глазырина, Анатолия Папанова, Евгения Леонова и Всеволода Сафонова на экране предстают их афганские «двойники» в исполнении, соответственно, Сергея Пускепалиса, Федора Добронравова, Романа Мадянова, Юрия Стоянова. Актеры этих двух фильмов схожи и типажно, и даже профессии у героев примерно те же.

Если, скажем, персонаж Сафонова в «Белорусском вокзале» был провинциальным журналистом, мечтающим написать книгу, то герой Стоянова стал уже не только спецкором столичной газеты, но и матерым писателем. А если персонаж Глазырина был директором советского завода, то герой Пускепалиса стал олигархом, нефтяным королем, который по случаю встречи однополчан выставляет друзьям в принадлежащем ему ресторане ведро коньяка и ведро черной икры. Уж не знаю, чье это представление о шике: одного из героев «Бессмертных» или самого режиссера?

Кеосаян и дальше во многом повторяет сюжетную канву «Белорусского вокзала», включая финальную сцену с медсестрой, у которой герои «Бессмертных» оказываются после всех своих приключений. И у нее, как и у героини Нины Ургант, висит на стене портрет их умершего товарища. И есть от него ребенок — в данном случае сын, а не дочь. И герои так же засыпают у нее в квартире. Хорошо хоть, что на финальную песню под гитару, будь то шедевр Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют» или «афганский» фольклор, Кеосаян и актриса Наталия Вдовина не отважились. И на том, как говорится, спасибо.

Но при всех совпадениях сюжетной конструкции это, конечно, несопоставимые по своему эмоциональному воздействию, смысловому наполнению и художественному уровню фильмы. Перед походом на фильм Кеосаяна я пересмотрел «Белорусский вокзал», который не видел лет 15. И у меня, не скрою, все полтора часа комок стоял в горле от переполнявшей меня любви, нежности, благодарности к героям этого камерного, скромного, но с первых сцен хватающего за душу фильма. С «Бессмертными» все обстоит иначе...

Дикие похождения четверки стареющих афганцев — с бесконечными прикладываниями к пресловутому ведру с коньяком, с обязательным купанием в фонтане, наконец, с безумной сценой драки в кафе, во время которой ветераны из-за пустячного повода крушат молодым лоботрясам черепа и ребра, — все это вызывает не сопереживание героям, а скорее антипатию к ним. Тем более что в ретроспективных сценах, повествующих об их жизни после возвращения с войны, они тоже предстают не в лучшем свете. Один крышует вещевой рынок, другой инициирует драку в винном отделе, третий уводит жену у друга, пока тот сидит в тюрьме. Такие вот друзья-товарищи, которые к финалу своей жизни оказываются еще и бобылями — ни у одного из четверки афганцев почему-то нет семьи...

Я догадываюсь о замысле Кеосаяна. Наверное, он хотел показать те жизненные сложности, которые выпали на долю воевавших в Афгане ребят. Возможно, пытался создать на экране портрет «потерянного поколения», выброшенного на обочину жизни происходившими в стране переменами, но в итоге выстоявшего, не сломавшегося. Однако сумбурный, напичканный внутренними противоречиями сценарий, когда персонажи то рисуются отъявленными проходимцами и пошляками, то героизируются (в финале они, проспавшись после вчерашних попоек, вливаются в шествие «Бессмертного полка»), подкосил интересный замысел на корню.

А вялая режиссура и карикатурная, утрированная игра актеров (бедного Мадянова зачем-то выкрасили в клоунский рыжий цвет) довершили дело и превратили фильм в убогое зрелище. Бросающее тень не только на и без того не белоснежную репутацию Кеосаяна, но отчасти и на фильм «Белорусский вокзал». На финальных титрах мне почему-то вспомнилась реплика Сатина из горьковской пьесы «На дне»: «Эх... испортил песню... дурак».

Надо ли Смирнову судиться с Кеосаяном? Я не специалист по авторскому праву. Насколько я знаю, режиссерам в нашей стране авторские права на фильмы не принадлежат. Думаю, Кеосаян этот момент загодя просчитал. Да и некогда, как я понимаю, Смирнову затевать судебные тяжбы. В свои 80 лет он только что запустился с новым фильмом, который я ему желаю снять на том же уровне, на котором сняты «Осень», «Жила-была одна баба», «Француз» и некоторые другие его фильмы.

P.S. А с «Белорусского вокзала» не убудет. Как смотрят зрители этот прекрасный фильм уже более 50 лет, так и дальше будут смотреть. А кеосаяновским «Бессмертным» бессмертие точно не грозит.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9310
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7031
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6219
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?