Главная Культура 01:01 25 Февраля 2022 17273
«Бессмертным» бессмертие точно не грозит

Тигран Кеосаян проехал мимо «Белорусского вокзала»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото: kinopoisk.ru

Это все-таки случилось. Режиссер Тигран Кеосаян, он же ведущий «Международной пилорамы» — худшей, по мнению телекритиков, программы нашего ТВ, снял вольный ремейк фильма «Белорусский вокзал». И это несмотря на протест Андрея Смирнова — постановщика этого киношедевра — и на справедливое возмущение общественности. 21 февраля премьера «Бессмертных» (так назвал свое творение Кеосаян) прошла в кинотеатре «Фитиль». А через день картина, минуя прокат, появилась на двух интернет-платформах. Не потому ли было решено не выпускать ленту на большой экран, что в прокате ей ничего не светило?

Примерно год назад Кеосаян позвонил Андрею Смирнову и известил его о том, что намеревается снять ремейк «Белорусского вокзала». Только не про ветеранов Великой Отечественной, а про участников Афганской войны. «Я, честно говоря, был несколько взволнован, сказал, что не надо путать Отечественную войну и войну колониальную. На что Кеосаян мне ответил, что это предрассудки, война есть война и так далее», — поведал тогда журналистам Смирнов.

По словам Андрея Сергеевича, Кеосаян признался, что хотел бы получить его благословение на свой проект. «Я взбесился: какое, к черту, благословение, как это можно уравнивать? Но Кеосаян сообщил, что все равно будет снимать фильм, и повесил трубку», — поделился горьким недоумением создатель классического советского фильма.

Тогда, впрочем, многим показалось, что Кеосаян даст задний ход: с сайта «Мосфильма», в одном из павильонов которого должны были начаться съемки, исчезли все упоминания о «Бессмертных». Но, как теперь выяснилось, работа над фильмом продолжилась, только уже в атмосфере секретности. Перед нынешней премьерой Кеосаян охотно раздавал интервью, напирая на то, что это не ремейк «Белорусского вокзала», а самостоятельное кино. Но уже первые кадры заставили меня в этом усомниться...

Завязка «Бессмертных» — такая же, как и в «Белорусском вокзале»: на кладбище встречаются четверо однополчан-афганцев, приехавших проститься со своим умершим боевым товарищем. Только вместо героев Алексея Глазырина, Анатолия Папанова, Евгения Леонова и Всеволода Сафонова на экране предстают их афганские «двойники» в исполнении, соответственно, Сергея Пускепалиса, Федора Добронравова, Романа Мадянова, Юрия Стоянова. Актеры этих двух фильмов схожи и типажно, и даже профессии у героев примерно те же.

Если, скажем, персонаж Сафонова в «Белорусском вокзале» был провинциальным журналистом, мечтающим написать книгу, то герой Стоянова стал уже не только спецкором столичной газеты, но и матерым писателем. А если персонаж Глазырина был директором советского завода, то герой Пускепалиса стал олигархом, нефтяным королем, который по случаю встречи однополчан выставляет друзьям в принадлежащем ему ресторане ведро коньяка и ведро черной икры. Уж не знаю, чье это представление о шике: одного из героев «Бессмертных» или самого режиссера?

Кеосаян и дальше во многом повторяет сюжетную канву «Белорусского вокзала», включая финальную сцену с медсестрой, у которой герои «Бессмертных» оказываются после всех своих приключений. И у нее, как и у героини Нины Ургант, висит на стене портрет их умершего товарища. И есть от него ребенок — в данном случае сын, а не дочь. И герои так же засыпают у нее в квартире. Хорошо хоть, что на финальную песню под гитару, будь то шедевр Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют» или «афганский» фольклор, Кеосаян и актриса Наталия Вдовина не отважились. И на том, как говорится, спасибо.

Но при всех совпадениях сюжетной конструкции это, конечно, несопоставимые по своему эмоциональному воздействию, смысловому наполнению и художественному уровню фильмы. Перед походом на фильм Кеосаяна я пересмотрел «Белорусский вокзал», который не видел лет 15. И у меня, не скрою, все полтора часа комок стоял в горле от переполнявшей меня любви, нежности, благодарности к героям этого камерного, скромного, но с первых сцен хватающего за душу фильма. С «Бессмертными» все обстоит иначе...

Дикие похождения четверки стареющих афганцев — с бесконечными прикладываниями к пресловутому ведру с коньяком, с обязательным купанием в фонтане, наконец, с безумной сценой драки в кафе, во время которой ветераны из-за пустячного повода крушат молодым лоботрясам черепа и ребра, — все это вызывает не сопереживание героям, а скорее антипатию к ним. Тем более что в ретроспективных сценах, повествующих об их жизни после возвращения с войны, они тоже предстают не в лучшем свете. Один крышует вещевой рынок, другой инициирует драку в винном отделе, третий уводит жену у друга, пока тот сидит в тюрьме. Такие вот друзья-товарищи, которые к финалу своей жизни оказываются еще и бобылями — ни у одного из четверки афганцев почему-то нет семьи...

Я догадываюсь о замысле Кеосаяна. Наверное, он хотел показать те жизненные сложности, которые выпали на долю воевавших в Афгане ребят. Возможно, пытался создать на экране портрет «потерянного поколения», выброшенного на обочину жизни происходившими в стране переменами, но в итоге выстоявшего, не сломавшегося. Однако сумбурный, напичканный внутренними противоречиями сценарий, когда персонажи то рисуются отъявленными проходимцами и пошляками, то героизируются (в финале они, проспавшись после вчерашних попоек, вливаются в шествие «Бессмертного полка»), подкосил интересный замысел на корню.

А вялая режиссура и карикатурная, утрированная игра актеров (бедного Мадянова зачем-то выкрасили в клоунский рыжий цвет) довершили дело и превратили фильм в убогое зрелище. Бросающее тень не только на и без того не белоснежную репутацию Кеосаяна, но отчасти и на фильм «Белорусский вокзал». На финальных титрах мне почему-то вспомнилась реплика Сатина из горьковской пьесы «На дне»: «Эх... испортил песню... дурак».

Надо ли Смирнову судиться с Кеосаяном? Я не специалист по авторскому праву. Насколько я знаю, режиссерам в нашей стране авторские права на фильмы не принадлежат. Думаю, Кеосаян этот момент загодя просчитал. Да и некогда, как я понимаю, Смирнову затевать судебные тяжбы. В свои 80 лет он только что запустился с новым фильмом, который я ему желаю снять на том же уровне, на котором сняты «Осень», «Жила-была одна баба», «Француз» и некоторые другие его фильмы.

P.S. А с «Белорусского вокзала» не убудет. Как смотрят зрители этот прекрасный фильм уже более 50 лет, так и дальше будут смотреть. А кеосаяновским «Бессмертным» бессмертие точно не грозит.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5642
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4647
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4171
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...