
Премьера необычного спектакля по произведению, знакомому всем нам со школьной скамьи - «Евгенiй Онегинъ». Урок русской литературы», состоялась в Петербурге. Став значимым событием в культурной жизни города. Такого «Онегина» у нас точно не было!
Знаменитый пушкинский роман в стихах, написанный изящным и вместе с тем простым слогом, полный метафор и тайного смысла, разобранный на цитаты, так и просится на подмостки. Что отмечали и наши прадеды. После первого, в конце 1870-х, спектакля-оперы, поставленном студентами Московской консерватории, «Онегин» прочно освоился на отечественной сцене. На зарубежных подмостках тоже, но не о них речь.
В Петербурге он сейчас в репертуаре Театра на Садовой и им. Ленсовета, в Мариинке, Александринке, Михайловском... «Вот только кукол не хватало», - иронично заметит кто-то, не видевший ещё новую работу главного режиссера Большого театра кукол Руслана Кудашова. И будет неправ: да, не хватало!
Куклы в нём, конечно, присутствуют – профиль театра обязывает, но наравне с актерами, которые на сцене с первых минут. Шумно рассаживаются за деревянные с крышкой, как в давней жизни, парты. Урок вот-вот начнется - русской литературы. Учитель уже в классе. И как похож он...
«Под Пушкина» загримировать несложно: кудрявый парик, пышные баки... В этом спектакле грим у главного героя (актер Алесь Снопковский) чисто условный. А смотришь на него, слушаешь, и веришь: он, автор, сам тут!
Так же потом и с другими исполнителями. Сначала голосисто, по памяти, в очередь, строка за строкой, озвучивают они первую главу поэтического романа. Все из нас помнят, да? - «Мой дядя, самых честных правил...». И про латынь, что «из моды вышла ныне». Ещё «из Энеиды два стиха». И «анекдоты дней минувших». Дошли до ложи - они блещут... Но вдруг пред зрителем не школьники уже, хотя всё те же исполнители, а милая Татьяна. С нею Няня. Преображенье на глазах у публики. И дальше опять же вдруг, нежданно - играют ведь «Онегина», поэму! – Нащокин, Вяземский, Языков, Жуковский, Дельвиг, Кюхельбекер... «Издревле сладостный союз» поэта. Как? Почему?
Потому что писал Александр Сергеевич не сказку, хотя и в этом жанре отметился как реалист. Не об Онегине как таковом, не Ленском и Татьяне Лариной с её несчастную любовью. Они – завеса. Своего рода шифр, с помощью которого «наше всё» Пушкин рассказывает о времени, в котором жил, его людях и нравах. И о собственном внутреннем мире. Формировался тот, в том числе, близким ему окружением. И как, скажите, в современном нам кукольном театре без знаменитого Нащокинского кукольного дома?
Меценат, коллекционер, ближайший друга поэта (Александр Сергеевич был откровенен с ним, как ни с кем другим) Павел Воинович, заказав макет комнат своего московского особняка со всей его обстановкой, хотел тем самым сохранить память о друзьях, часто бывавших там у него. Размер домика – два с половиной на два метра. Вещи в 1/7 натуральной величины. Убранство комнат соответствующе эпохе. Пушкин восхищался им в письме к жене в мае 1836 года: «Домик Нащокина доведён до совершенства - недостаёт только живых человечков». Те вскоре появились: миниатюрные фарфоровые двойники Пушкина, Гоголя, самого хозяина. Строил игрушечный домик. Выстроил целую вселенную, где оживает мир близких ему современников.
Рассказать об этом Руслан Кудашов сумел языком театра, без лишних слов. Не в последнюю очередь благодаря оригинальным режиссерским находкам - в сценографии (художник-постановщик Марина Завьялова), мизансценах. Так, что, даже не зная имен всех реальных героев спектакля, принадлежавших к плеяде блестяще образованной молодежи своего времени, невольно проникаешься их идеями, погружаешься в их непростое, но богатое на таланты и события время. Как заметил кто-то из зрителей по окончании спектакля, «словно эхо той эпохи дошло до нас».
Сплетая выдуманную историю с реальной жизнью реальных людей, кукольное и живое (последнее – любимый прием режиссера), удалось, казалось бы, невозможное: сохранить сюжет, не искромсав при этом авторский текст сокращениями и вставками «от себя». И, главное, увлечь переполненный зал с публикой в возрасте от 12 до 80 лет едва ли не самым известным в России произведением. Редкий случай в нынешней театральной жизни.
P.S. Пушкин, известно, выпускал свой роман частями, с перерывами. Так и Кудашов - спектакль. В основу первой его части легли первые три главы «Онегина». Сразу после премьеры началась работа над остальными. Продолжение следует!