В рамках нового пакета ограничений Брюссель разрабатывает штрафные меры к третьим странам, сохраняющим торговые отношения с Россией, в первую очередь к республикам Центральной Азии. Евросоюз хочет сверить на саммите G7 в японской Хиросиме содержание 11-го пакета санкций с союзниками. Столкнувшись с системой параллельного импорта в СНГ, работающей на российский рынок, Еврокомиссия решила найти управу на всех, кто не взял под козырек и не перекрыл возникшие в последний год обходные торговые пути. Вторичные санкции ЕС нацеливает на Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению и Узбекистан. Цель — дестабилизировать ЕАЭС и подорвать базу для партнерства РФ в регионе.
Разработка 11-го пакета санкций против России идет на уровне послов стран — членов ЕС, и вездесущий Politico разузнал, что «света в конце тоннеля пока нет». Некоторых из европартнеров, включая тяжеловеса Германию, не устраивают детали радикального плана. Берлин предпочел бы указать только компании, а не целые страны, однако младоевропейцы считают это малоэффективной мерой. Нет, вдохновителям очередного санкционного пакета подавай прямой запрет европейским компаниям продавать чувствительные товары одному из соседей России в случае фиксации фактов их трафика в обход эмбарго. В приложении к документу они хотели бы указать товары двойного назначения, востребованные для транзита в Россию, и страны, через которые они поставляются.
При этом дипломаты ЕС сразу оговорили, что главные каналы обхода санкций — КНР и Турцию — вторичные меры не затронут, несмотря на давление со стороны США. Откуда такая избирательность? Очевидно, что, вводя рестрикции против таких геостратегических торговых партнеров, ЕС рискует получить ответку и увязнуть в длительной битве взаимных ограничений.
Замысел «Большой семерки» и Еврокомиссии (с подачи госдепартамента США) состоял еще и в том, чтобы в 11-м пакете юридически запретить импорт трубопроводного газа из РФ на маршрутах, по которым до этого Москва сократила поставки. Но с этим должны были бы согласиться Германия и Италия, все еще имеющие трубопроводное сообщение с Россией. Поток газа через них сократился почти до нуля, но что будет завтра? Перспектива коллапса промышленности при «зеленой» энергетике вынуждает быть реалистами. После безуспешных попыток согласовать этот маневр на уровне послов ЕС все же отказался от внесения соответствующей поправки в 11-й пакет.
Брюссель хотел бы прикрыть и российский нефтеэкспорт. Но даже внесенных смягчений в «морские меры», направленных против так называемого теневого флота судов, перевозящих российскую нефть по всему миру, оказалось недостаточно, чтобы получить согласие Греции, Мальты и Венгрии. Да и у других членов ЕС есть сомнения: на мировой рынок нельзя надеть намордник — всегда найдутся лазейки и предприимчивые бизнесмены.
«Евросоюз отметил рост потоков товаров, подпадающих под антироссийские санкции, в соседние с РФ страны, в том числе в государства — члены ЕАЭС», — заявил вице-председатель Европейской комиссии по торговле Валдис Домбровскис и погрозил пальцем. По его словам, Еврокомиссия строго попросила такие страны объяснить аномалии и принять эффективные меры для их прекращения. Похоже, это прелюдия к экзекуции?
Узбекистан и Казахстан являются наиболее вероятными мишенями «радикального плана» ЕС по блокировке импорта Россией через своих соседей. Хотя в тот же список американцы включают наверняка еще Армению, Таджикистан, Киргизию, Турцию, Египет, Ливан, Китай, Индию, а теперь и Грузию. Брюссель делает ставку на то, что заявленные им меры противодействия обходу санкций вынудят государства Центральной Азии присоединиться к санкционному режиму. Спецпредставитель ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан совершил турне по региону, чтобы предупредить о необходимости придерживаться режима санкций. После чего Токаев и Пашинян прозрачно намекнули Москве, что «красные линии» ЕС и G7 пересекать остерегаются.
Некоторые страны Центральной Азии дают понять, что не готовы брать на себя риски и могут присоединиться к антироссийским санкциям Запада, подтвердил замглавы МИД России Михаил Галузин. Дипломат отметил, что Россия никому не диктует, каким курсом двигаться, если это «не идет вразрез со взаимными обязательствами». Запад, «дискредитируя общую историю и разогревая националистические настроения», пытается настроить регион против РФ. В апреле у министра Лаврова состоялась в Самарканде встреча с главами МИД стран Центральной Азии, оказавшихся сегодня между двух огней. Нам всем есть что терять...
По информации главы Евразийской экономической комиссии Михаила Мясниковича, прямые инвестиции в экономики стран ЕАЭС кратно выросли в 2022 году. Так, размер вливаний в экономику Армении увеличился в 5 раз, Казахстана — вдвое, Киргизии — в 1,9, Белоруссии — в 1,6 раза. Даже в Грузию за 2022 год из России пришло более 2,8 млрд долларов, половина из притока средств из-за рубежа, а товарооборот между нами вырос на 49,2%, достигнув 2,2 млрд долларов. Доходы от денежных переводов, туризма и экспорта товаров из России составили 12,6% ВВП Грузии. Стоит ли удивляться, что соседи, ориентируясь на свои интересы, не торопятся присоединиться к антироссийским санкциям.
Ташкент, как и Астана, сильно зависит от западных инвестиций, но Мирзиёев проявляет твердость в вопросах суверенитета и отстаивания коренных национальных интересов, в которые Узбекистан включает и долголетнее партнерство с Россией. Глава киргизского МИД Жээнбек Кулубаев прямо заявил, что Бишкек и Москва являются стратегическими партнерами и Киргизия не видит никаких препятствий для сотрудничества с Россией, руководствуясь своими интересами, а не угрозами «вторичных санкций» Запада.
Это, конечно, слова. А что будет на деле? Поживем — увидим. Другого способа узнать истину у нас нет.