
Роспатент официально зарегистрировал товарный знак Ericsson за российским производителем кондиционеров ООО «Р-Климат» («Русклимат»). Создан уникальный прецедент, который остряки уже назвали «импортовозвращение».
Вообще это российская компания, специализирующаяся на разработке, производстве, продаже и обслуживании климатического оборудования: бытовых и промышленных систем вентиляции, кондиционирования, отопления, водоснабжения и очистки воздуха. В прошлом году объем продаж составил 1,55 млн штук кондиционеров на 40 млрд рублей. Но, как сообщают СМИ, «все производство отечественных кондиционеров локализовано на китайских заводах».
Теперь «Русклимат» получит возможность торговать своим товаром с шильдиком Ericsson. Юристы утверждают, что шведский производитель может возражать против регистрации своего товарного знака российской компанией, ссылаясь на то, что это «может вводить потребителя в заблуждение». Но в Калуге более полугода компания «Автомобильные технологии», ранее входившая в покинувший нашу страну концерн «Пежо — Ситроен», выпускала под французскими шильдиками прежние иномарки — из комплектующих, завезенных из Китая. Компания Citroen пыталась протестовать и официально сообщила, что «не имеет отношения к производству автомобилей в Калуге». На что губернатор Владислав Шапша сказал как отрезал: «Это наш автомобиль, он собран в области. Я не думаю, что нашим бывшим партнерам надо на что-то обижаться, пусть обижаются на себя». И доложил премьеру Михаилу Мишустину, что на их территории бывший завод Volvo начал выпускать крупнотоннажные грузовики под брендом «АМО», а бывший Volkswagen сотрудничает с китайским партнером. «Китайский партнер AGR — это Chery, — раскрыл тайну главный редактор журнала «За рулем» Михаил Кодаков. — Но об этом предпочитают громко не говорить. Да и АМО — это пока наши Уралы NEXT, а должны быть (и будут) китайские грузовики — вместо Volvo».
Раньше это у нас называлось импортозамещением, теперь, похоже, начался иной процесс: российская продукция начала примерять иностранные бренды, причем без положенного разрешения экс-партнера. «Русклимат» — лишь первый случай присвое-ния шведского товарного знака Ericsson. Хотя директор по правовым и корпоративным вопросам компании «Русклимат» Павел Симонов утверждает, что это делается «в интересах иностранной компании — партнера из дружественной России страны», а детали сделки не раскрываются по «соответствующему соглашению».
Однако на этой неделе на съезде РСПП президент Владимир Путин поручил правительству проработать механизм, по которому ушедшие из страны после февраля 2022-го иностранные компании могли бы вернуться на российский рынок. Он напомнил, что компании не выгонялись, но власти будут исходить из сложившейся на текущий момент ситуации. «Если ниши заняты, то, соответственно, они и заняты», — резюмировал глава государства.
Здесь, однако, есть нюанс: уходя с рынка, некоторые концерны оставляли себе возможность вернуться, заключив опционы на обратный выкуп акций: Mercedes-Benz на шесть лет с момента продажи, McDonald’s — на 15 лет... Но если не будут торопиться, «Русклимат» уже показал иной путь «возврата».
А потому, увидев на дороге новенький мерседес, не спеши верить глазам своим. Вдруг это «жигули» с чужим шильдиком?