
В 2018 году, заступив на очередной срок своего президентства, Владимир Путин издал указ, который у нас принято называть майским, потому что он был подписан 7 мая. Документ обозначал национальные цели развития на шесть лет. Во исполнение указа правительство приступило к реализации 13 национальных проектов по трем направлениям: «Человеческий капитал» («Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Культура»), «Комфортная среда для жизни» («Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология») и «Экономический рост» («Туризм и индустрия гостеприимства», «Наука и университеты», «Малое и среднее предпринимательство», «Производительность труда», «Международная кооперация и экспорт», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры»). Реализация закончилась в декабре 2024-го.
На дворе март, пора подвести итоги. Но правительство, как видно, не горит желанием об этом говорить. 30 января в ходе «стратегической сессии по реализации национальных проектов и достижении национальных целей развития» премьер-министр Михаил Мишустин бегло сообщил: «Все, что запланировано, выполняется. Средний уровень достижения текущих задач близок к 100%. Есть весомые результаты во всех сферах, которые охватывают эти проекты. А если говорить о национальных целях, то планы на прошлый год исполнены полностью».
На сколько процентов исполнен каждый из 13 нацпроектов, глава правительства уточнять не стал и сразу перешел к новым нацпроектам — теперь уже до 2030 года. Логика понятна: деньги, выделенные на 2019-2024 годы, истрачены, надо осваивать новые бюджеты. О том, что не выполнено, на сессии речи не шло. По крайней мере в СМИ, на сайтах правительства и министерств такой «разбор полетов» отсутствует.
Наверняка специалисты-экономисты еще поработают над этой темой. А пока попытаемся оценить, насколько выполнен нацпроект «Производительность труда». Во-первых, потому что для газеты «Труд» это одна из ключевых тем, а во-вторых, на сегодняшний день вопрос трудовых ресурсов — из самых острых, дефицит кадров в числе главных тормозов развития экономики. Есть и третья причина, о которой скажем чуть позже.
Итак, как следует из паспорта проекта «Производительность труда», 32,6 млрд рублей, выделенных на 2019-2024 годы, истрачены. В этой части выполнение действительно стопроцентное. А как насчет результата, реального роста производительности труда?
Согласно целям нацпроекта, она должна была увеличиваться ежегодно на 5%. Но даже по данным Росстата, ничего подобного не произошло. В 2019-м рост составил 2,4%, в 2020-м произошло падение на 0,4%, в 2021-м — рост на 3,9%, в 2022-м — опять падение на 2,8%, в 2023-м — увеличение на 1,9%. В 2024-м, по оценке Минэкономразвития, ожидается рост на 3,3%. Такие вот качели, ни о каких 5% ежегодного увеличения и о 30-процентном приросте за шесть лет говорить не приходится. Максимум, чего удалось добиться, — 8% с небольшим.
Нам возразят: правительство и не ставило задачу повышения производительности во всей экономике, нацпроект охватывал не все предприятия. Но тогда это уже и не нацпроект, если его результаты мало влияют на показатели страны в целом. При этом Минэкономразвития, отвечающее за реализацию нацпроекта, регулярно отчитывалось о полном выполнении. Видимо, имелось в виду освоение выделенных средств?
Теперь правительство верстает планы новых нацпроектов. Как мы уже заметили, на реализацию всех 13 проектов было истрачено не менее 32 млрд рублей (по другим данным — 45 млрд). Это сопоставимо с годовыми расходами федерального бюджета РФ в 2024 году. Как эти гигантские средства были израсходованы, какую пользу они принесли стране? Доподлинно неизвестно. Не исключено, что по прошествии лет Счетная палата сообщит: деньги были потрачены «нецелевым» образом. Тем более Владимир Путин поручал Палате провести аудит выполнения национальных проектов. А на заседании комиссии Совета Федерации аудитор СП Светлана Орлова заявила, что проверка нацпроектов станет самой масштабной акцией Счетной палаты за последние годы — в рамках ее запланировано 113 мероприятий.
Но если взглянуть на развитие страны в целом, то вопросов еще больше, несмотря на бравурные отчеты правительства. Конечно, рост ВВП — не самоцель, и все же. За истекшие шесть лет лишь в 2024-м был более-менее приличный прирост — 4,4%. В 2020 году, по данным Росстата, наблюдалось падение на 2,7%, на 2,1% ВВП упал в 2022-м. В целом увеличение ВВП в России было ниже общемирового показателя, а доля России в общемировом ВВП снижалась и сейчас составляет около 3%. На 2025 год МВФ прогнозирует прирост ВВП в мире на 3,3%, а в России — лишь на 1,3%. Еще два-три года такого развития, и Россию по объему ВВП может обойти Мексика. Слыхали о такой державе?
А ведь когда в 2018 году запускали национальные проекты, планов было громадье. Говорили об укреплении позиций в мировой экономике, о дерзкой задаче обойти Германию и Японию и стать четвертой экономической державой мира после Китая, США и Индии. Увы. По данным Всемирного банка, в 2024 году Россия по ВВП (200 трлн рублей — 2 трлн долларов) находилась лишь на 11-м месте, уступая и Канаде, и Бразилии, и Италии с Францией...
Но вернемся к теме. Отсутствие адекватного роста производительности труда — одна из причин дефицита трудовых ресурсов, кадрового голода, с которым столкнулась страна. Еще одна причина — смертность трудоспособного населения. Ее снижение также значилось в списке национальных целей, обозначенных в 2018 году. Но вместо сокращения смертность работников выросла.
Как же намерено решать эту проблему правительство? С подачи Российского союза промышленников и предпринимателей одобрило в первом приближении предложение о резком увеличении допустимого времени сверхурочной работы. Ныне по Трудовому кодексу можно заставить работника вкалывать сверхурочно не более 120 дней в год, а предлагается лимит удвоить. По версии лоббистов идеи, сделать это необходимо, чтобы покрыть дефицит кадров. К черту физиологию, к черту семью, об укреплении которой так пеклись в высоких кабинетах. Иными словами, бизнес не желает вкладываться в автоматизацию процессов и повышение производительности труда за счет использования современных технологий и оборудования, а намерен просто заставить персонал работать больше. Причем никто не обещает при этом больше платить.
Можно сказать, на горизонте замаячил призрак феодального капитализма 90-х, когда главной и единственной задачей было извлечение максимальной прибыли, здесь и сейчас. Что привело к деградации экономики, разорению, запустению страны и сокращению населения, ставшего жертвой безудержной эксплуатации.
А параллельно лоббисты бьются над тем, как бы завезти в страну побольше неквалифицированной рабочей силы — теперь уже и из Африки и Юго-Восточной Азии. Испытанный, но вредный способ решения проблемы дефицита кадров.
А в это время
Между тем цивилизованный мир идет по пути минимизации трудовых затрат, внедрения новых технологий и роботизации. Взять хотя бы Китай. По данным Дойче Банка, около 70% промышленных роботов мира установлено в Китае, что дает выигрыш в производительности и увеличивает благосостояние на душу населения. Ежегодно в КНР устанавливают свыше 300 тысяч автоматов, сейчас Китай на третьем месте в мире по числу промышленных роботов на каждые 10 тысяч работников (в лидерах Республика Корея, за ней Япония). Россия опять же в списках не значится. Еще пару лет, и Китай обгонит всех. Китай лидирует и в разработке моделей искусственного интеллекта, которые немедленно внедряются в экономику, значительно повышая производительность труда и высвобождая персонал. Это и есть реализация плана создания производительных сил нового качества — один из китайских национальных проектов. Но там о планах не шумят — там предпочитают их выполнять.