Продавцы пиротехники уже предупредили россиян о том, что в конце декабря вся летящая, взрывающаяся и искрящаяся огненная продукция подорожает минимум в полтора раза. Это связано как с изменением правил производства пиротехнических изделий в Поднебесной, так и с логистическими трудностями, из-за которых салюты и фейерверки не смогут в нужном количестве попасть на наш рынок. А немногочисленные отечественные изготовители пиротехники не в состоянии закрыть образовавшийся дефицит.
Похоже, что и без того недешевые пиротехнические увеселения в этом декабре станут для большинства россиян непозволительной роскошью. По сравнению с прошлым годом хлопушки, римские свечи, петарды, ракеты и салютные установки подорожают на 50-70%.
Сейчас, когда до Нового года остается две недели, средняя стоимость бенгальских свечей в специализированных магазинах составляет 150-200 рублей за упаковку из четырех штук, римских свечей — 500 рублей. Скромный фейерверк на 10-15 залпов обойдется минимум в 1 тысячу, а за десяток петард средней мощности придется отдать от 400 до 500 рублей.
Но ближе к 31 декабря цены могут стать еще выше. По словам вице-президента Московской пиротехнической ассоциации Виктора Самошина, многие продавцы пока реализуют прошлогодние запасы, а вот новые партии товара поступают на реализацию по совершенно другим ценам.
«За последний год в Китае был внесен ряд важных изменений в законодательство, касающееся производства и хранения пиротехнических изделий, — объясняет Виктор Самошин. — Например, заметно выросли затраты на их сертификацию, жестче стали требования, предъявляемые к складским комплексам, на которых может храниться пиротехника, и работающему на них персоналу».
Из-за этих нововведений многие фабрики были вынуждены свернуть производство, а те, что остались на рынке, подняли цены. Кроме того, в 2021 году заметно подорожало и основное пиротехническое сырье: дерево, бумага, целлюлоза, металлы. Не стоит сбрасывать со счетов и глобальный логистический кризис, который разразился в мировой экономике сразу после начала коронавирусной пандемии. По самым оптимистичным прогнозам, заметное улучшение ситуации в этой сфере произойдет не раньше чем через два-три года, а пока доставка каждого морского контейнера из Поднебесной обходится российским предпринимателям в умопомрачительные 25 тысяч долларов (без малого 2 млн рублей). Таможенные процедуры и уплата обязательных пошлин и налогов стоят еще 10 тысяч долларов (750 тысяч рублей). Для сравнения: полтора — два года назад логистические издержки были раза в три ниже.
Разумеется, резко увеличившиеся расходы на транспорт привели к росту себестоимости содержимого каждого прибывающего в Россию контейнера, в среднем на 40%. Кстати, за последний год серьезно изменилась и сама география поставок. Если раньше китайская пиротехника в основном попадала в Россию через Владивосток, то теперь она идет через Ленинградскую область и Белоруссию, что и дольше, и дороже.
Воспользоваться сложившейся ситуацией — в теории — могли бы отечественные производители пиротехники. Вот только даже общими усилиями они едва обеспечивают 10% потребностей российского рынка. А себестоимость отечественных фейерверков еще выше, чем у китайских.
С учетом неизбежного подорожания пиротехники и падения доходов населения прогнозировать предновогодний спрос на нее специалисты не берутся. С одной стороны, у людей возникает естественное желание сэкономить и не выбрасывать слишком много денег на ветер. С другой — многие готовы выложить последнее, лишь бы войти в новый год красиво, под громкие залпы и яркие переливы в зимнем небе. Посмотрим, что перевесит...