Летом хочется чтения развлекательного, но не бульварного. Ну и где она, эта золотая середина? Оказывается, есть такие вещи: легкие и серьезные одновременно, пробуждающие воображение и зовущие в путешествия. Вот, например.
Людмила Петрушевская «Брачная ночь, или 37 мая»
ПВ книгу вошли 11 «звездных» пьес одного из самых издаваемых, но нисколько не «забронзовевших» авторов. «Чинзано», «Московский хор», «Танго-квадрат», «Балкон ку-ку», «Брачная ночь:» — спектакли с такими названиями украшают театральный репертуар от Москвы до самых до окраин. И трудно поверить, что «театр Петрушевской» родился из андеграунда. В 70-х ее творчество было табуировано, пробиваясь к зрителю с площадок захолустных ДК. Что ничуть не смущало Людмилу Стефановну, писавшую «все, кроме доносов»: романы и рассказы-триллеры, драмы и комедии, сказки и стихи про нашу прикольную жизнь, которые она сама еще и иллюстрирует, и декламирует, напевая со сцены. В свои 80 с хвостиком Петрушевская продолжает пробовать себя в разных стилях — от жесткого «подвального реализма» до мистики и прогулок в глубины подсознания.
Джон Ле Карре «Голубиный туннель»
Шпионская тема — в крови у англичан. От современника Шекспира Кристофера Марло (которому молва приписывает авторство «Гамлета» и прочих шедевров «нашего Вильяма») до не скрывающего службы в МИ-6 Дэвида Корнуэлла, более известного под писательским именем Джон Ле Карре. В СССР его не жаловали по причине холодной войны, в которой его герои оставались по другую сторону баррикад. Зато после краха СССР «шпион, пришедший с холода» стал очень популярен у российского читателя. До Яна Флеминга с его Джеймсом Бондом он, пожалуй, недотянул, зато почитался «своим» среди интеллектуалов Службы внешней разведки (СВР) во главе с Евгением Примаковым, сравнивавшим себя с Джорджем Смайли — главным персонажем шпионских книг Ле Карре.
Их у него 22, и почти все изданы по-русски. Теперь вышла серия эссе, названных «Историями из моей жизни». Истории, естественно, о спецслужбах и их тайнах, о двойных агентах и шпионах в литературе. Есть там и о встречах с «новыми русскими» — председателем КГБ Бакатиным и упомянутым Евгением Примаковым, возглавлявшим СВР. Легкие арабески памяти. Не всегда даже до конца понятно, чьи это воспоминания — самого Ле Карре или придуманного им Джорджа Смайли.
Юлия Лялюшина «Крым на автомобиле»
«Изумительная сокровищница, естественный музей, хранящий тайны тысячелетий». Эпитеты эти давно заслужены Крымом. Пабло Неруда назвал полуостров «орденом на груди планеты Земля». А в этом путеводителе он уподобляется крошечной модели мира, где Создатель упражнялся, экспериментируя с климатом, ландшафтами и живностью. Горы, пещеры, моря и леса, степи и долины, куда стекались народы разных мастей: 150 национальностей проживают сейчас на полуострове. Тут своя Швейцария и свой Тунис, скифские усадьбы и генуэзская крепость. Вот красно-розовое (из-за водорослей, выделяющих бета-каротин) озеро Сасык-Сиваш, которое облюбовали лебеди. Здесь можно принимать оздоровительно-омолаживающие грязи или рыбачить, кефаль и ставрида пока не перевелись. В Бахчисарае готовят «правильные» чебуреки, а в Гурзуфе жив кипарис, наблюдавший в 1820-м за утренними купаниями Пушкина.
Увидеть и понять, что ближе вам, лучше всего, путешествуя на автомобиле. В книге прописаны 15 маршрутов с картами и фотографиями. Вот поля диких тюльпанов в урочище Опук, песчаные пляжи Тарханкута — самого не познанного до сих пор уголка полуострова. Завораживает восход солнца на Ай-Петри и уютные бухты Севастополя. Кому- то захочется побродить по древней Керчи, а другому интереснее за чашечкой кофе в евпаторийском литературном кафе имени Анны Ахматовой перечитать поэму «У самого моря» или отправиться на «виллу Штирлица» (или официально — в Дом-музей Юлиана Семенова) в Оливу. Засидевшемуся в карантине путешественнику такая книга — убедительный повод отправиться в путь.