Великий художник, ученый, инженер очень любил шифровать образы и смыслы своих работ. А последующие пять веков умножили количество этих тайн. Но попытки их раскрыть продолжаются. Свою лепту вносит и Эрмитаж. Новый проект связан с установлением авторства Леонардо да Винчи там, где прежде оно было неочевидным.
Считалось, что в России имеются лишь две работы, точно принадлежащие руке Леонардо, — «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Обе — в коллекции Государственного Эрмитажа. Но есть и такие картины, как «Мадонна в скалах» (на фото), «Битва при Ангиари» и «Ангел». Первые две — из собрания Государственного музея истории религии (прежде — Музей религии и атеизма АН СССР), третья — опять-таки эрмитажная. То, что они происходят из мастерской флорентийского гения, не вызывало сомнений, но вот в какой степени к их созданию причастен сам мэтр?
С итогами интереснейшего исследования полотен теперь могут ознакомиться посетители выставки в Пикетном зале Зимнего дворца.
— Когда-то к нам в Эрмитаж приходило очень много картин, которые здесь охотно приписывались Леонардо да Винчи, — рассказал на вернисаже директор музея Михаил Пиотровский. — Была такая мода. Потом она сменилась, и картины перестали быть работами Леонардо. Сейчас новый «прилив». Современные технологии дают возможность в деталях изучать технику, краски, проводить более тщательную реставрацию...
У Леонардо да Винчи было много учеников, которые успешно копировали оригиналы учителя, а то и сами заканчивали работу, им лишь начатую. А ставить автографы на холстах в ту пору еще не было принято: почерк признанного мастера и так мгновенно узнавался специалистами. Но то, что считалось очевидным коллегам и друзьям художника, сегодня таковым не является. Зато у нас есть рентгенография и цифровой анализ живописной манеры. Так совместными усилиями российских и итальянских специалистов удалось установить, что, например, «Мадонна в скалах» — с очень большой вероятностью творение самого Леонардо.
Сергей Андросов, научный сотрудник Эрмитажа, рассказал журналистам, что существует несколько ее копий. Известно, что в 1508 году сам Леонардо завел речь о необходимости копировать оригинал. Но занимался ли он этим самолично или доверил ученикам? Нынешнее исследование показало: то, чем располагает Санкт-Петербург, — не копия, а именно оригинал. Почерк Леонардо угадывается по многим признакам, особенно в фигурах младенца и ангела с правой стороны. Да и мотив Мадонны с младенцем — любимая тема мастера. Кстати, все эти детали участники пресс-показа смогли рассмотреть с помощью специальных очков.
Если же к подобным результатам приведет и изучение других выставочных картин, то наша Северная столица может сравниться по численности работ Леонардо с наиболее богатым на сегодняшний день их хранилищем — парижским Лувром, где таких произведений пять. Для сравнения: в галерее Уффици на родине художника во Флоренции — лишь одна его подтвержденная работа. А всего в мире таковых 15. Но, возможно, исследователям скоро удастся увеличить эту цифру.
Добавим, что в эрмитажном выставочном зале есть и цифровое изображение самого художника. Аватар передвигается по залу, жестикулирует как живой и рассказывает историю полотен. Если успеете в музей до 19 мая (таков срок работы выставки), то охотно пообщается и с вами.