Главная Культура 19:01 12 Ноября 2022 7261
Полсотни раз перечитать «Женитьбу Фигаро»

Заядлый книгочей Герцен обожал не только Бомарше

Виктория Пешкова
Герцен. Литография Л. Ноэля, 1847 год. Изображения предоставлены ГМИРЛИ им. В. И. Даля

Нынешний год оказался щедр на весомые даты, пусть и не всегда круглые: 400-летие Мольера, 290 лет со дня рождения Бомарше и 210 — Диккенса, а еще 200 лет назад не стало Гофмана, 190 — Гете и 185 лет — Пушкина. В Музее истории русской литературы им. Даля нашли оригинальный способ отметить их, рискнув объять необъятное в рамках одной выставки, главным героем которой стал не писатель, а... читатель. Зато такой неординарный, как Герцен. Экспозицию, развернувшуюся в доме-музее Александра Ивановича в переулке Сивцев Вражек, так и назвали — «Пушкин, Гете, Гофман, Диккенс, Гюго, Бомарше и Мольер в круге чтения Герцена».

«Эта выставка может кому-то показаться парадоксальной, — предположил Дмитрий Бак, директор ГМИРЛИ им. Даля. — Даже произнося название, улавливаешь два различных стихотворных метра. Пушкин, Гете, Гофман, Диккенс — это хорей. Гюго, Бомарше и Мольер — амфибрахий. Однако связанные в единую нить сюжеты и судьбы этих прекрасных авторов помогают нам яснее представить, чем жили хозяин этого дома, его друзья и близкие. Их собеседниками были литературные герои и в каком-то смысле они, эти герои, более подлинны, чем мы с вами».

В названии выставки имя Пушкина неслучайно стоит первым. Известный историк и пушкинист Натан Эйдельман полагал, что Александры, при всей разности судеб и дарований, — натуры родственные: «В русской литературе, кажется, нет двух других столь похожих людей, как Пушкин и Герцен, если иметь в виду сходство внутреннее. Сколько угодно скорбных, раздвоенных, или аскетически печальных, или фанатически прямолинейных, или мрачно ипохондрических... А эти два — светлые, гармонические, эллинские в своем стремлении во что бы то ни стало найти выход, положительное решение». Свет, исходящий от обоих, вырабатывался, по мнению Эйдельмана, благодаря некоему «внутреннему электричеству». Но оно-то откуда бралось? Ответом на этот вопрос и служит выставка.

Домашнее воспитание в дворянской семье основывалось на книгах, а в Сашином распоряжении была огромная отцовская библиотека. Когда семнадцатилетнего Александра зачислили на физико-математический факультет Московского университета, за плечами юноши уже был университет. И не один: «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания; Гете и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века, не так, как в науке, где он берет последний очищенный труд, а как попутчик, вместе шагая и сбиваясь с дороги». Эти строки Александра Ивановича, обращенные к сыну, отражали опыт человека, всю жизнь не выпускавшего книгу из рук.

«Собрать писателей столь разнородных — идея, безусловно, авантюрная, — признается куратор выставки Светлана Головко. — Но чем авантюрнее, тем увлекательнее. Тем более что мы еще и ограничены пространством старинного особняка, то есть воплотить замысел можно было только в камерном формате. До сих пор жалеем, что не всем экспонатам физически хватило места на витринах. Мы долго ломали голову над тем, что может стать лейтмотивом выставки, но в результате он нашелся сам собою. Моцарт! Александр Иванович очень любил Бомарше, много раз его перечитывал, «Свадьба Фигаро» — блистательная опера Моцарта, а «Моцарт и Сальери» для Герцена — одно из знаковых произведений. Круг замкнулся. Эпиграфом к выставке и стало знаменитое: »: Как мысли черные к тебе придут, / Откупори шампанского бутылку / Иль перечти «Женитьбу Фигаро».

В экспозиционных витринах тесно от раритетов. Первое издание «Моцарта и Сальери» в альманахе «Северные цветы» (1832) и первая публикация запрещенных стихов Пушкина — «Вольность», «Деревня», «Кинжал», «Послание к Чаадаеву», «В Сибирь» — в альманахе Герцена «Полярная звезда» (1856). Роскошный трехтомник пьес Бомарше с поразительными иллюстрациями, изданный в преддверии столетия выдающегося французского комедиографа. И редкое (Амстердам, 1725 год) издание Мольера с великолепными иллюстрациями. И — открытие, совершенное в ходе подготовки к выставке: иллюстрации к комедиям Мольера, выполненные Франсуа Буше. Сотрудники музея даже не знали, какое сокровище хранится в фондах, ведь все эти гравюры — авторские оттиски! На них — сцены из всех самых значимых пьес мэтра — «Тартюф», «Скупой», «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной».

Гравюра по рисунку Франсуа Буше на тему комедии Мольера «Мизантроп» оказалась подлинным авторским отпечатком

Иллюстрированные издания ныне редки, а тут такая возможность сравнить собственное впечатление от прочитанного с видением выдающегося художника. Такое же удовольствие доставляют и редко выставляющиеся гуаши Алисы Порет, талантливой ученицы Владимира Фаворского, иллюстрирующие, пожалуй, самый загадочный роман Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». Надо отдать должное сотрудникам музея — они смогли отыскать к каждому рисунку соответствующий фрагмент текста, несмотря на то что сегодняшние читатели пользуются не тем переводом, с которым работала художница.

Художница Алиса Порет увидела гофмановского Кота Мурра в облике кометы

Кстати, свое третье личное имя Гофман, не чуждый музыке в той же мере, что и литературе, взял именно в честь Моцарта. Герцен посвятил неистовому немецкому романтику и фантазеру свою первую литературоведческую статью, опубликованную в журнале «Телескоп», впервые опробовав псевдоним Искандер, который в скором времени будет известен всей читающей России. А в витрине можно увидеть русский перевод знаменитого романа, сделанный другом Герцена Николаем Кетчером.

Темпераментного фантаста Гофмана Герцен ценил не меньше философического, раздумчивого Гете, произведения которого сам перечитывал всю жизнь, а впоследствии привил к ним вкус детям. В первую очередь, конечно же, к «Фаусту»: «В событиях жизни, в науке, в искусстве нас преследуют неразрешимые вопросы, и вместо того, чтоб наслаждаться жизнию, мы мучимся. Подчас, подобно Фаусту, мы готовы отказаться от духа, вызванного нами, чувствуя, что он не по груди и не по голове нам. Но беда в том, что дух этот вызван не из ада, не с планет, а из собственной груди человека, и ему некуда исчезнуть. Куда бы человек ни отвернулся от этого духа, первое, что попадается на глаза, — это он со своими вопросами».

Без гетевского «Фауста» тоже невозможно представить себе круг чтения Герцена

С Диккенсом, несмотря на то что Александр Иванович более десяти лет жил в Лондоне, он никогда не встречался. Тем не менее «Дэвида Копперфильда» он звал, как и свое собственное знаменитое произведение, «Былым и думами» английского писателя. Романами Диккенса зачитывалась вся семья: старшего внука Герцена, тоже Александра, в семье называли Тутсом, в честь одного из персонажей «Домби и сына».

Иллюстрация Владимира Фаворского к роману Диккенса «Тяжелые времена»

А вот с Гюго Александр Иванович встречался и многие годы состоял в переписке. «Собор Парижской Богоматери» настолько поразил Александра еще в юности, что он подарил эту книгу своей кузине и будущей невесте Наташе Захарьиной. На беду, тетушка Марья Алексеевна Хованская заставила читать роман вслух и на второй странице, обнаружив какую-то крамолу, отобрала книгу и заперла в сундук, откуда та была изъята только после кончины суровой дамы.

Признаюсь честно: и я покидала выставку с желанием поскорее открыть, опять или заново, буквально все из представленных на ней произведений. А также с догадкой: не было ли это внушенное стремление тайной, притом, возможно, главной целью устроителей? Что ж, они своего добились.

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5642
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4647
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 4171
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...