Главная Культура 00:01 12 Апреля 2024 6951
Кирдык Америке – пока, правда, в фильме «Падение империи»

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины», «Аннигиляция», «Род мужской». У него давно репутация «плохого парня», который легко нарушает самые строгие табу в кино. Но в фильме «Падение империи» (в оригинале «Гражданская война») он, похоже, превзошел самого себя.

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, Бог больше не хранит Америку. Здесь уже не первый месяц идет кровавая гражданская война. Несколько штатов соблюдают нейтралитет, но Калифорния, Флорида, Техас восстали против федерального центра и при поддержке танков, авиации готовятся штурмовать столицу. Группа журналистов пытается окольными путями добраться из Нью-Йорка до Вашингтона, чтобы взять последнее интервью у президента некогда могущественных, а нынче пылающих в огне гражданской междоусобицы Соединенных Штатов.

Президент (Ник Офферман), который ненадолго появляется в первых и последних кадрах «Падения империи», внешне не похож на Байдена или Трампа. Мы так и не узнаем, республиканец он или демократ. Как и не поймем, почему его так ненавидят мятежники, обещая прикончить, подобно Чаушеску или Каддафи. Предыстория конфликта осталась за кадром, и это умолчание вряд ли идет на пользу фильму. Хотя американцам, возможно, и не надо ничего объяснять, они, что называется, в теме.

Их четверо в машине с надписью «PRESSA»: легенда фотожурналистики Ли Смит (Кирстен Данс, известная хотя бы по «Меланхолии» Ларса фон Триера), репортер Джоэл (Вагнер Моура из «Элитного отряда»), пожилой публицист Сэм (Стивен МакКинли Хендерсон) и увязавшаяся за ними девушка-фотограф Джесси (обладательница Кубка Вольпи Венецианского кинофестиваля Кэйли Спэни), которая мечтает о такой же звездной карьере, как у Ли. Поначалу свист пуль и взрывы снарядов ввергают ее в панику, но чем ближе к столице, тем смелее она ведет себя под огнем и тем эффектнее получаются у нее кадры. Такая вот ускоренная школа молодого бойца.

Нельзя сказать, чтобы характеры этой великолепной четверки были всесторонне разработаны в фильме. Каждый персонаж обрисован, по сути, одной краской. Разве что образ Ли претерпевает некоторую эволюцию: Кирстен Данс легким пунктиром прочерчивает постепенное эмоциональное выгорание своей много повидавшей, пережившей и к концу фильма полностью опустошенной героини, которой незачем больше жить. Но фильм и не пытается прикидываться серьезной психологической драмой. Это, скорее, динамичное и страшное, пронизанное адреналиновым драйвом роуд-муви, таящее за каждым поворотом дороги (и за каждым поворотом сюжета) кошмары и ужасы, которые щедро подбрасывает военным журналистам их смертельно опасная работа.

Вот вроде обычная автозаправка. Но канистра бензина здесь может оказаться дороже человеческой жизни. Во всяком случае, на задворках бензоколонки Ли и Джесси обнаруживают живодерню с подвешенными, истекающими кровью телами. Вот зеленая поляна в ста метрах от хайвея, где, казалось бы, можно сделать остановку, съесть сэндвич. Но и тут репортеров ждет западня: некие люди в камуфляже утрамбовывают в яму десятки трупов мирных жителей. Тяжело ворочая мозгами, один из отморозков (Джесси Племонс) застывает в нерешительности: а не закопать ли в яму еще и лишних свидетелей в лице журналистов?

А уж в самом Вашингтоне, где разворачивается финальная битва между повстанцами и остатками правительственных войск, жертвы с обеих сторон не поддаются учету. Не отводя камеру в сторону, режиссер с невероятным постановочным размахом (бюджет фильма потянул на 75 миллионов долларов) и визуальной мощью показывает жестокую, страшную, тошнотворную реальность войны, которую иные деятели кино и ТВ (и не только они) так любят героизировать на экране. Но никакой божественной красоты в разлагающихся трупах, в разбитых городских кварталах, в тотальном расчеловечивании воюющих сторон нет и быть не может, утверждает своим фильмом режиссер. Братоубийственная бойня — это всегда зло, в какие бы красивые словесные одежды оно ни рядилось.

Алекс Гарленд задумал свой фильм летом 2020 года, когда возникли серьезные противоречия между Трампом и Байденом. Мыслилось, что это будет фильм-предупреждение, адресованный, прежде всего, американцам: вот, мол, чем может закончиться раскол между политическими элитами. Зашитый в ткань фильма неутешительный прогноз остается в силе и сегодня: новые выборы президента США с участием тех же фигурантов пройдут уже осенью этого года. И, независимо от того, кто на них победит, расколотая надвое и поголовно вооруженная страна (в каждом доме есть ствол) может пойти в разнос по сценарию, написанному и снятому режиссером.

Но пока шла работа над «Падением империи», фильм приобрел еще и злободневное международное звучание. Кровавые конфликты в разных частях планеты — от Украины до Ближнего Востока, Африки, далее везде — чрезвычайно актуализировали яростный антивоенный посыл фильма. Но услышат ли его политики? Они ведь сегодня по большей части слепоглухонемые...

Не берусь гадать, как примут наши зрители этот фильм, заставляющий по ходу действия раз за разом вжиматься в кресло. С одной стороны, войну у нас каждый день в режиме нон-стоп показывают по ТВ, от этих сюжетов хочется найти убежище хотя бы в кинотеатре. Не случайно прокатные рекорды бьют утешительные сказки типа «Чебурашки». С другой стороны, гражданская война в «Падении империи» идет не где-нибудь, а в США, что может подогреть интерес к фильму у той части аудитории, которая спит и видит в своих влажных снах, что Америке придет-таки настоящий, а не киношный кирдык.

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 34817
Сны о войне

На фотографиях Екатерины Иголкиной подольские курсанты предстают вечно живыми…

Марина Суранова
Труд
Фото из личного архива Екатерины Иголкиной

Екатерина Иголкина — научный работник, геолог, сейчас на пенсии, живет в Москве. А еще она увлечена фотографией, да так серьезно, что несколько лет назад защитила диплом в Московском инсти-туте фотографии....

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Один из ведущих актеров Театра на Таганке рассказал «Труду» о чувстве ответственности перед «нашим всем»

Анна Чепурнова
Труд
Как признался Александр, к партнерше по съемкам Ксении Трейстер у него теплое, даже восторженное отношение - прямо до мурашек. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экранах взошло солнце нашей поэзии: в кинотеатрах идет фильм «Пророк. История Александра Пушкина», а на Первом канале начался показ сериала Владимира Щеголькова «Натали и Александр» об истории...

Культура 00:05 / 21 Февраля 2025 8146
Ужель тот самый Пушкин?

Почему фильм о великом поэте вызывает столь противоречивые эмоции

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
«Пророк» выглядит лихим, но легковесным экспериментом дебютанта, недостойным имени и памяти Пушкина. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На экраны под агрессивное медийное сопровождение вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Презентовали картину еще в начале февраля в Михайловском театре Санкт-Петербурга, куда пригласили элиту из двух...

Выходящий на экраны новый фильм уже сравнивают с культовыми лентами Алексея Балабанова

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В центре фильма «Кончится лето», как и в знаменитой балабановской дилогии, тоже судьбы двух братьев

В прокате — фильм «Кончится лето», завоевавший Главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике. Там обычно привечают высоколобый артхаус. Но у картины, снятой Владимиром Мункуевым и Максимом...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

Тон полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию – вдруг как-то изменился

Сергей Беднов
Труд
Кадр из сериала «Ополченский романс»

НТВ завершил показ сериала «Ополченский романс» (на фото) по книге Захара Прилепина. В Сети тут же поднялась волна полемики на заезженную тему: почему наши киношники не хотят снимать фильмы про спецоперацию....

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 4891
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 20:01 / 15 Февраля 2025 4571
Пелевин и ИИ

По книге «Трансгуманизм Inc.» собрались снимать сериал

Труд
Фото: Наталья Логинова/Russian Look, globallookpress.com

Книга Виктора Пелевина «Трансгуманизм Inc.», вышедшая в 2021-м, стала самой продаваемой в России — ее купили 65,2 тысячи соотечественников. Хотя назвать писателя народным — в привычном понимании...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 21:01 / 15 Февраля 2025 4031
«Кони» смотрят кино

Речь идет о фанатах ЦСКА, а под кино имеется в виду документальный сериал «Мама, мы - ЦСКА!»

Труд
Фото: Дмитрий Голубович, globallookpress.com

У болельщиков ЦСКА сложился имидж самых неукротимых, агрессивных, и всем кажется, что прозвище «кони» чрезвычайно им подходит. Хотя начальник клуба, полковник Артем Громов уверен, что спортсмены и болельщики называют...

Культура 00:15 / 21 Февраля 2025 3980
На коньках по Неве

Сильно ли изменился климат за полтора века? Судя по картине «Катание на Неве» кисти Алексея Боголюбова - изрядно

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Там, где сейчас петербуржцы и гости города могут увидеть только месиво из воды и битого льда, художник изобразил на реке оживленное людское море

«В связи с потеплением выход на лед водоемов крайне опасен! Берегите свою жизнь!» — в который раз предупреждает петербуржцев МЧС. А в это время я разглядываю картину кисти Алексея Боголюбова...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 3958
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...