Главная Культура 00:20 11 Января 2019 5519
Танцы с танками

Война на киноэкране все чаще превращается в войнушку

Леонид Павлючик
Так выглядит война на экране – съемки 2018-го и 1964-го. Кадры из фильмов «Т-34» и «Жаворонок» с сайта kinopoisk.ru

Фильм «Т-34», вышедший в новогодние каникулы, бьет кассовые рекорды. Он окупился за первые шесть дней проката, собрав 1,22 млрд рублей. Впрочем, для «лучшего танкового фильма» (есть уже, оказывается, и такой жанр!) прокатная поляна была тщательно зачищена от зарубежных конкурентов. А рекламная артподготовка на канале «Россия», впрямую причастном к созданию «Т-34», до сих пор ведется с такой интенсивностью, будто на кону стоят не прокатные сборы, а судьба самой России. Между тем кассовые рекорды не всегда сопутствуют шедеврам. Случается и наоборот.

«Т-34», по сути, является ремейком скромного черно-белого советского фильма «Жаворонок», о чем создатели эпического «танкового блокбастера» сначала упоминали, а потом, по мере победоносного шествия по экранам их лязгающего гусеницами детища, стали помалкивать. Мол, мы сами с усами. Между тем примет особой оригинальности в «Т-34» я не обнаружил. В отличие, надо сказать, от общих мест, типовых шаблонов, которыми фильм оброс, как в условиях войны копотью и грязью обрастает танк.

Сюжетный каркас составляет поединок (на войне, известное дело, без этого никак), который на протяжении двух часов экранного времени ведут командир «Т-34» Ивушкин в исполнении суперпопулярного Александра Петрова и его заклятый враг Ягер (Винценц Кифер), что в переводе означает «охотник». Впервые они столкнутся в битве под Москвой, где интернациональный экипаж Ивушкина, включая трусоватого украинца (не зря тот скоро погибнет) и храброго белоруса с «песнярскими» усами, разнесет в клочья дюжину немецких танков.

Потом последует резкий монтажный стык, и во второй раз непримиримые враги столкнутся уже в 1944-м в немецком концлагере, где оказался Ивушкин. Бежал из лагеря семь раз (!), но его ловили и почему-то оставляли в живых. Не иначе для того, чтобы Ивушкина нашел там его постоянный спарринг-партнер по танковым забавам. Коварный Ягер вознамерился сформировать из советских военнопленных экипаж для захваченной немцами новенькой «тридцатьчетверки». По его замыслу, русские на своем танке должны послужить фашистам живой мишенью в ходе боевых учений.

Ивушкин под угрозой расстрела соотечественницы Анны, которая переводит их разговор с Ягером, соглашается на роль «гладиатора», надо думать, изначально замышляя побег. Он еще не знает, что глупцы-фашисты позволят советскому экипажу, в составе которого окажется уже знакомый нам белорус Василенок (Виктор Добронравов), угнать Т-34. Да еще с боекомплектом, «завалявшимся» внутри танка. Да еще с той самой симпатичной переводчицей (Ирина Старшенбаум), которая выкрадет у Ягера карту с немецкой местностью. Надо ли говорить, что у Ивушкина с Анной по ходу дела случится красивая военно-полевая любовь...

Что касается поведения немцев, то иначе как полным кретинизмом их действия назвать трудно. Вместо того чтобы разбомбить мятежный танк с воздуха, или расстрелять из орудий, или уничтожить любым другим эффективным способом, Ягер устраивает за русским экипажем какую-то замысловатую охоту, оказываясь каждый раз в дураках. Ближе к финалу он картинно рухнет на танке с высокого моста в реку, не успев зацепиться за милосердно протянутую ему Ивушкиным руку...

А экипаж русского аса с боем пройдет пол-Германии, повсеместно наводя на немцев ужас, круша их хилые оборонительные редуты, чтобы в эпилоге под неуместную в грохочущем контексте фильма негромкую песню Булата Окуджавы «Бери шинель, пошли домой» воссоединиться с Родиной. О том, что беглецы из фашистского плена, скорее всего, оказались бы в сталинском лагере, фильм благоразумно умалчивает.

Не буду акцентировать внимания на всех нелепостях этой картины, их не перечесть. Здесь что ни сюжетная линия, что ни кадр, что ни музыкальный аккорд — то развесистая клюква. Никакого отношения к правде войны, к ее жестокости и крови, ее истинным победам и страшным жертвам фильм «Т-34» не имеет. Собственно, это даже и не кино в подлинном смысле слова, а развлекательная стрелялка, адреналиновая игра для любителей компьютерных квестов.

Боюсь, в основном для тех из них, кто не читал книг Симонова, Бакланова, Бондарева, Гранина, Астафьева, Василя Быкова. Кто не слышал об «окопной правде» и «лейтенантской прозе». Не видел фильмов «Иваново детство» и «Солдаты», «Горячий снег» и «Они сражались за Родину», «Проверки на дорогах» и «Восхождение». Не повторял вслед за поэтами-фронтовиками обжигающие строки: «Я убит подо Ржевом, в безымянном болоте», «Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа», «Когда на смерть идут — поют, а перед этим можно плакать», «Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны», «Мы не от старости умрем, от старых ран умрем»...

Как мне кажется, именно для невежественных и ленивых диванных воинов, привыкших гонять мультяшные «танчики», война в фильме режиссера Алексея Сидорова осознанно и последовательно превращена в лихое и бессмысленное зрелище. В этакое роскошное визуальное шоу, состоящее из грациозных танковых «па» под музыку Чайковского и Рахманинова, из эффектных взрывов, напоминающих те самые фальшивые фейерверки, сравнения с которыми так ненавидел поэт, из замедленного скольжения по экрану снарядов, которые при встрече в воздухе «целуются» своими гранеными боками, а затем красиво вгрызаются что в железную броню танка, что в мягкую человеческую плоть, романтизируя кровавую бойню...

В последнее время я все чаще с горечью думаю: хорошо, что режиссеры-фронтовики — Григорий Чухрай, Сергей Бондарчук, Станислав Ростоцкий, Петр Тодоровский, Владимир Басов (этот список, разумеется, не полон) — не дожили до наших дней. Что они не видят современные «патриотические блокбастеры», рассказывающие не о людях на войне, а о танках. Для режиссеров-фронтовиков, потерявших на войне своих товарищей, это было бы, полагаю, труднопереносимым зрелищем.

А вот современным зрителям такое кино нравится, могут возразить мне, иначе, дескать, народ массово не повалил бы на фильм «Т-34». Отвечу на это, что цифры проданных билетов еще не есть знак качества фильма. Можно на волне искусно раздутого ажиотажа пополнить трудовым рублем кассу, а потом, извините, не отплеваться. Как не мог я, например, в свое время отплеваться от декалит-ров вылитой на экраны вампирской крови в «Дневном дозоре».

Зрители у нас разные, вот и фильмы-рекордсмены разные. Напомню, что среди лидеров проката (я сейчас прицельно о картинах на военную тему) были не только такие достойные ленты, как, скажем, «9 рота», но и спорный «Сталинград», и бесспорно позорные «Сволочи», и совсем уж гаденькая, глумливая комедия «Гитлер капут!»...

«Фильм очень шикарный», «Фильм взволнованный» — услышал я зрительские отклики о «Т-34» на канале «Россия». Как по мне, так они определенным образом характеризуют и фильм, и уровень редактуры на телеканале. И, увы, отношение части аудитории к Великой Отечественной войне, которая стараниями иных деятелей кино, все больше озабоченных кассовыми сборами, все чаще превращается на экране в банальную войнушку.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9309
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7026
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6218
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?