Главная Культура 00:27 10 Июня 2022 9469
Прощай, Голливуд?

Уход западных фильмов с нашего кинорынка – беда или благо?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
После ухода из российского проката фильмов «большого Голливуда» сборы кинотеатров упали в два-три раза. Фото: DanitaDelimont, globallookpress.com

«Мы вообще прекрасно можем жить без иностранных премьер. Если бы мы с вами говорили об этом даже 15 лет назад, возможно, ощущалась бы какая-то нехватка фильмов. А сейчас наш кинематограф снимает абсолютно в любом жанре, будь то детский фильм, драма, комедия, хоррор. Возможно, после стольких лет жизни с оглядкой на Запад пришло время для самоидентификации». Такое мнение, сколь популярное, столь и дискуссионное, высказал на днях заслуженный артист России Виктор Добронравов. С ним горячо солидаризировался его отец, народный артист РФ Федор Добронравов. Возникло желание поспорить с корифеями.

Видимо, только огромная занятость широко востребованного актера (он — звезда театра имени Вахтангова, активно снимается в кино) не позволила Виктору Федоровичу Добронравову детально вникнуть в существо вопроса и трезво оценить ситуацию в нашей киноиндустрии.

А ситуация нынче такова, что после ухода из российского проката фильмов «большого Голливуда» сборы кинотеатров упали в два-три раза. А до этого они многократно упали в пандемию. За три последних месяца закрылись или приостановили свою работу более трети кинозалов. Сотни, если не тысячи людей остались без работы или ушли в вынужденные отпуска. И просвета на нашем сумрачном киногоризонте не просматривается: традиционное летнее малокартинье, которое раньше заполнялось американскими блокбастерами, может окончательно убить наш дышащий на ладан кинопрокат.

И потом, активно снимающемуся актеру не мешало бы знать, что российская киноиндустрия выпускает порядка 150 фильмов в год, а для нормальной работы пока действующей в стране сети кинотеатров (еще недавно у нас было более 5 000 кинозалов) снимать картин нужно примерно в четыре раза больше. Не говоря уже о том, что только один российский фильм из десяти (таковым, в частности, был «Т-34» с участием самого Виктора Добронравова) окупается в прокате. Остальные приносят казне сплошные убытки. При такой статистике трудно радоваться наступлению «самоидентификации». Не говоря уже о том, что никто не мешал развивать отечественный кинематограф на протяжении последних 30 лет, причем, в более комфортных условиях, чем те, что сложились нынче. Но, видимо, таков уж наш национальный характер, что мы любим создавать себе трудности, а потом героически их преодолеваем.

Но даже если предположить, что каким-то чудом наша киноиндустрия станет вдруг выпускать по 500-600 фильмов в год (где для этого в одночасье взять столько сценаристов, режиссеров, да и бюджетных вложений?), то во имя чего мы должны отказываться от иностранных премьер и фильмов? Напомню, что современное западное кино — это не только голливудские блокбастеры, которые, кстати, массовый зритель смотрит и любит во всем мире. Это еще и авторские фильмы Стивена Спилберга, Фразсуа Озона, Вуди Аллена, Сэма Мендеса, Ларса фон Триера, братьев Коэнов и сотен других корифеев экрана.

Почему мы должны отказываться от этого богатейшего пласта мировой культуры? Разве не стала бы наша духовная жизнь намного беднее без фильмов «Список Шиндлера», «Форрест Гамп», «Красота по-американски», «Меланхолия», «Любовное настроение», «Ла-Ла-Лэнд», «Бёрдмен» (я мог бы перечислить еще сотни столь же достойных картин), которые мы открыли для себя за последние десятилетия?

Я давно живу на свете и помню, как на протяжении так называемых застойных лет мы были отлучены от лучших западных фильмов, и только перестройка открыла для нас запретные ранее шедевры. Помню, каким откровением стали для многих из нас «Восемь с половиной», «Сладкая жизнь» Федерико Феллини, «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана, «Сцены из супружеской жизни», «Шепоты и крики» Ингмара Бергмана, «Дневная красавица», «Виридиана», «Скромное обаяние буржуазии» Луиса Бунюэля, которые мы, в том числе, полагаю, отец и сын Добронравовы, посмотрели с большим опозданием. Мы опять хотим себе и своим детям повторения этой незавидной судьбы?

У нас был великий советский кинематограф. У нас есть сегодня выдающиеся режиссеры и появляются талантливые, яркие фильмы. В последние годы они активно выходили на западный кинорынок, сейчас, увы, этот процесс изрядно затормозился. Тем не менее, будущее нашего кино видится мне не в культурной изоляции, не в национальном окукливании, а в здоровой конкуренции и тесном взаимодействии с мировым кинематографом, в том числе европейским, американским, а не только китайским и индийским, которое нам предлагается в качестве альтернативы. Давайте, любезные моему сердцу актеры Добронравовы, думать и работать в этом направлении, а не радоваться уходу западных фильмов с наших экранов.

Лично я надеюсь дожить до времен, когда показы российских фильмов будут проходить в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Париже, Осло, Токио, Пекине (далее везде), а на премьеры новых иностранных фильмов будут прилетать звезды мирового кино, как это было еще совсем недавно. Всего каких-то полгода назад.

Тем временем

Известный российский кинопродюсер Александр Акопов предсказал возвращение в страну голливудских блокбастеров. По его словам, сейчас американские режиссеры «слезно пишут бумаги в свой партком», сетуя на то, что они теряют деньги.

«Все вприпрыжку вернутся и будут просить прощения. Они все вернутся. Кино — это скоропортящийся продукт. Если фильм не вышел в кинотеатры, то его разбирают пираты, и больше ты на нем денег не заработаешь».

Акопов добавил, что голливудское кино в российских кинотеатрах традиционно собирает 70-75% аудитории. Но в ближайшее время с учетом «новой волны» российских фильмов, выходящих в прокат, это соотношение может измениться.

«Наверное, это как-то сможет изменить пропорцию. Но, вообще, наша доля — это 25 процентов, что неплохо, потому что это повыше, чем доля немецких фильмов на немецком рынке и итальянских на итальянском рынке», — подчеркнул продюсер.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9511
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7205
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?