За две недели проката фильм ужасов «Собиратель душ» собрал (простите за невольный каламбур) 234 млн рублей. Это второй результат года для иностранных релизов — первенство пока остается за «Министерством неджентльменских дел» Гая Ричи. Я хорроры, за исключением редких образцов жанра, не люблю, без надобности их не смотрю, но кассовые успехи фильма заставили меня купить билет на вечерний сеанс. Покинул я его с чувством тяжелого разочарования и легкой брезгливости.
На поверку «Собиратель душ» в режиссуре Осгуда Перкинса оказался вполне мастеровито скроенной страшилкой, перепевающей мотивы известных фильмов ужасов — от «Психо», «Зодиака», «Омена» и до «Молчания ягнят», «Солнцестояния», «Суспирии». В сущности, в «Собирателе душ» нет ничего принципиально нового и своего — это умелая компиляция из уже когда-то виденного, пережеванного знатоками и любителями жанра.
В особенности много заимствований из «Молчания ягнят», включая главный конфликт — поединок молодой женщины — агента ФБР и изворотливого серийного убийцы. Но если в «Молчании:» схватка антагонистов вырастала до масштабов столкновения мирового Добра и Зла, то в «Собирателе душ» на экране разлито, в сущности, одно зло. Главная героиня (Майка Монро) с ее кислым лицом, неопрятным видом, загадочными паранормальными способностями и травматичным прошлым вызывает скорее антипатию. Николас Кейдж в роли маньяка спрятан под килограммами грима, что делает его неузнаваемым (и зачем тогда именно он натужно гримасничает в кадре?). А сюжет фильма состоит из нагнетания звуковых, визуальных и прочих кошмаров, не позволяющих испытать в финале очистительный катарсис.
Благодаря бойкой маркетинговой кампании в зале на второй неделе показа оказалось неожиданно много зрителей. Если ранее на таком же вечернем сеансе я смотрел только что вышедшую на экран «Культурную комедию» Владимира Котта едва ли не в гордом одиночестве (по ходу фильма в зале появились еще мама с дочкой), то на канадско-американский ужастик пришли, по моим прикидкам, порядка 50-60 зрителей. В том числе и подростки, которым такого рода зрелище попросту противопоказано — хотя бы из-за возрастного ограничения 18+. И потом, что они вынесут из этого нарочито затемненного по изображению, замедленного по монтажу, убийственно мрачного по общей атмосфере фильма, кроме негативных эмоций?
Психологи, медики уже не первое десятилетие спорят, вредны или полезны фильмы ужасов. Одни уверяют, что хорроры можно считать прививкой от стрессов и страхов окружающего нас мира. Они, дескать, помогают обрести навыки преодоления трудностей, служат своего рода психологической терапией, снимают эмоциональные зажимы. Другие убеждены, что фильмы ужасов психологически вредны, морально разрушительны, они повышают тревожность, актуализируют скрытые страхи. И, как любой наркотик, со временем вызывают привыкание — возникает потребность во все больших дозах:
Кажется, сама история развития жанра иллюстрирует последний тезис. На протяжении десятилетий фильмы ужасов считались низким жанром, уделом маргиналов, психически неустойчивых личностей. А один из самых известных образчиков хоррора — кровавый слэшер «Техасская резня бензопилой» был запрещен в ряде стран по соображениям морали. Сегодня на «ужасный жанр» приходится почти 20% кассовых сборов США, а более половины американских кинозрителей хотят видеть «страшный контент». Словом, подсели:
А что у нас? У нас та самая «Техасская резня бензопилой» недавно под фанфары энтузиастов жанра вышла в российский прокат. И если бы только она одна! Листаю киноафишу, читаю названия ужастиков, появившихся на экранах в последние недели. Вот они: «Паранойя», «Одержимая», «Жуть», «Кукла: Зарождение зла», «Заклятье: Слуги Сатаны», «Мой парень — маньяк», «Тебе не убежать», «Проклятие черной монахини», «Проклятие джинна», «Астрал. Проклятие Лилит», «Шкатулка дьявола: Воскрешение», «Неспокойной ночи»:
На очереди в ближайшие дни и недели — «Тайна самоубийцы», «Виселица. Жертва призрака», «Нечисть в Сеуле», «Реальные зомби», «Все мои друзья мертвы», «Приют. Шепот призраков», «Паранормальные явления: Обитель зла», «Проклятие. Паранормальное видео», «Оно приходит за тобой» (повторный прокат). И это не считая фильмов ужасов, мистических триллеров, которые маскируются под нейтральные названия типа «Кукушка», «Дастур», «Таинственный лес». Такое ощущение, что этот жанр, исторически и ментально не самый ходовой в нашей стране, специально культивируется, насаждается прокатчиками на экране.
А на дворе между тем лето. Если кто забыл, это время отпусков и школьных каникул. Время, когда, помимо прочего, можно всей семьей сходить в кино. Но редкие комедии, сказки, приключенческие фильмы, мелодрамы буквально тонут в потоке хорроров, триллеров, боевиков, которые нынче оккупировали наши кинотеатры. И это под бодрые рапорты Министерства культуры про то, что российской киноиндустрии удалось минимизировать последствия ухода «большого Голливуда» с нашего кинорынка. Почему же тогда на экране начиная с мая нет сколько-нибудь заметных отечественных лент, а правит бал заморская нечисть?
Давно известно: наши продюсеры не хотят отдавать летом свои фильмы в кинопрокат, считая, что зрители в это время года неохотно ходят в кино. Но, может, потому и не ходят, что смотреть нечего? Какая нормальная мать поведет (или отправит) своего ребенка на кровожадный фильм? Или на глупую комедию типа «Тополиного пуха», треть действия которого происходит в стриптиз-клубе? Но если бы сейчас вдруг вышел на экраны условный «Чебурашка», пронизанный солнцем, юмором, летним настроением, то неужели зрители предпочли бы ему замогильного «Собирателя душ»?
Ясно, что нынешним летом такого рода чудес ждать уже не приходится — график выхода фильмов на экраны верстается едва ли не на год вперед. Но, может, отвоюем у зомби, вампиров и серийных убийц следующее лето? А то и слегка потесним их в репертуарной афише, отведя ужастикам причитающуюся им скромную жанровую нишу.
А в это время
В последние дни наши кинотеатры стали ареной для показов пиратской копии фильма «Дэдпул и Росомаха», который демонстрируют в формате так называемого предсеансового обслуживания. За свой первый уик-энд с 1 по 4 августа новый американский блокбастер заработал 217 млн рублей, приблизившись к сумме двухнедельных сборов хоррора «Собиратель душ». Эти картины возглавили официальный и неофициальный российский кинопрокат. Из всех искусств для нас важнейшим по-прежнему является американское кино. По крайней мере в эти летние дни...