Главная Культура 00:07 09 Августа 2024 7917
Лето с монстрами

Почему наш экран переполнен фильмами ужасов

Фото: © Erik Reis - IKOstudio, globallookpress.com

За две недели проката фильм ужасов «Собиратель душ» собрал (простите за невольный каламбур) 234 млн рублей. Это второй результат года для иностранных релизов — первенство пока остается за «Министерством неджентльменских дел» Гая Ричи. Я хорроры, за исключением редких образцов жанра, не люблю, без надобности их не смотрю, но кассовые успехи фильма заставили меня купить билет на вечерний сеанс. Покинул я его с чувством тяжелого разочарования и легкой брезгливости.

На поверку «Собиратель душ» в режиссуре Осгуда Перкинса оказался вполне мастеровито скроенной страшилкой, перепевающей мотивы известных фильмов ужасов — от «Психо», «Зодиака», «Омена» и до «Молчания ягнят», «Солнцестояния», «Суспирии». В сущности, в «Собирателе душ» нет ничего принципиально нового и своего — это умелая компиляция из уже когда-то виденного, пережеванного знатоками и любителями жанра.

В особенности много заимствований из «Молчания ягнят», включая главный конфликт — поединок молодой женщины — агента ФБР и изворотливого серийного убийцы. Но если в «Молчании:» схватка антагонистов вырастала до масштабов столкновения мирового Добра и Зла, то в «Собирателе душ» на экране разлито, в сущности, одно зло. Главная героиня (Майка Монро) с ее кислым лицом, неопрятным видом, загадочными паранормальными способностями и травматичным прошлым вызывает скорее антипатию. Николас Кейдж в роли маньяка спрятан под килограммами грима, что делает его неузнаваемым (и зачем тогда именно он натужно гримасничает в кадре?). А сюжет фильма состоит из нагнетания звуковых, визуальных и прочих кошмаров, не позволяющих испытать в финале очистительный катарсис.

Благодаря бойкой маркетинговой кампании в зале на второй неделе показа оказалось неожиданно много зрителей. Если ранее на таком же вечернем сеансе я смотрел только что вышедшую на экран «Культурную комедию» Владимира Котта едва ли не в гордом одиночестве (по ходу фильма в зале появились еще мама с дочкой), то на канадско-американский ужастик пришли, по моим прикидкам, порядка 50-60 зрителей. В том числе и подростки, которым такого рода зрелище попросту противопоказано — хотя бы из-за возрастного ограничения 18+. И потом, что они вынесут из этого нарочито затемненного по изображению, замедленного по монтажу, убийственно мрачного по общей атмосфере фильма, кроме негативных эмоций?

Психологи, медики уже не первое десятилетие спорят, вредны или полезны фильмы ужасов. Одни уверяют, что хорроры можно считать прививкой от стрессов и страхов окружающего нас мира. Они, дескать, помогают обрести навыки преодоления трудностей, служат своего рода психологической терапией, снимают эмоциональные зажимы. Другие убеждены, что фильмы ужасов психологически вредны, морально разрушительны, они повышают тревожность, актуализируют скрытые страхи. И, как любой наркотик, со временем вызывают привыкание — возникает потребность во все больших дозах:

Кажется, сама история развития жанра иллюстрирует последний тезис. На протяжении десятилетий фильмы ужасов считались низким жанром, уделом маргиналов, психически неустойчивых личностей. А один из самых известных образчиков хоррора — кровавый слэшер «Техасская резня бензопилой» был запрещен в ряде стран по соображениям морали. Сегодня на «ужасный жанр» приходится почти 20% кассовых сборов США, а более половины американских кинозрителей хотят видеть «страшный контент». Словом, подсели:

А что у нас? У нас та самая «Техасская резня бензопилой» недавно под фанфары энтузиастов жанра вышла в российский прокат. И если бы только она одна! Листаю киноафишу, читаю названия ужастиков, появившихся на экранах в последние недели. Вот они: «Паранойя», «Одержимая», «Жуть», «Кукла: Зарождение зла», «Заклятье: Слуги Сатаны», «Мой парень — маньяк», «Тебе не убежать», «Проклятие черной монахини», «Проклятие джинна», «Астрал. Проклятие Лилит», «Шкатулка дьявола: Воскрешение», «Неспокойной ночи»:

На очереди в ближайшие дни и недели — «Тайна самоубийцы», «Виселица. Жертва призрака», «Нечисть в Сеуле», «Реальные зомби», «Все мои друзья мертвы», «Приют. Шепот призраков», «Паранормальные явления: Обитель зла», «Проклятие. Паранормальное видео», «Оно приходит за тобой» (повторный прокат). И это не считая фильмов ужасов, мистических триллеров, которые маскируются под нейтральные названия типа «Кукушка», «Дастур», «Таинственный лес». Такое ощущение, что этот жанр, исторически и ментально не самый ходовой в нашей стране, специально культивируется, насаждается прокатчиками на экране.

А на дворе между тем лето. Если кто забыл, это время отпусков и школьных каникул. Время, когда, помимо прочего, можно всей семьей сходить в кино. Но редкие комедии, сказки, приключенческие фильмы, мелодрамы буквально тонут в потоке хорроров, триллеров, боевиков, которые нынче оккупировали наши кинотеатры. И это под бодрые рапорты Министерства культуры про то, что российской киноиндустрии удалось минимизировать последствия ухода «большого Голливуда» с нашего кинорынка. Почему же тогда на экране начиная с мая нет сколько-нибудь заметных отечественных лент, а правит бал заморская нечисть?

Давно известно: наши продюсеры не хотят отдавать летом свои фильмы в кинопрокат, считая, что зрители в это время года неохотно ходят в кино. Но, может, потому и не ходят, что смотреть нечего? Какая нормальная мать поведет (или отправит) своего ребенка на кровожадный фильм? Или на глупую комедию типа «Тополиного пуха», треть действия которого происходит в стриптиз-клубе? Но если бы сейчас вдруг вышел на экраны условный «Чебурашка», пронизанный солнцем, юмором, летним настроением, то неужели зрители предпочли бы ему замогильного «Собирателя душ»?

Ясно, что нынешним летом такого рода чудес ждать уже не приходится — график выхода фильмов на экраны верстается едва ли не на год вперед. Но, может, отвоюем у зомби, вампиров и серийных убийц следующее лето? А то и слегка потесним их в репертуарной афише, отведя ужастикам причитающуюся им скромную жанровую нишу.

А в это время

В последние дни наши кинотеатры стали ареной для показов пиратской копии фильма «Дэдпул и Росомаха», который демонстрируют в формате так называемого предсеансового обслуживания. За свой первый уик-энд с 1 по 4 августа новый американский блокбастер заработал 217 млн рублей, приблизившись к сумме двухнедельных сборов хоррора «Собиратель душ». Эти картины возглавили официальный и неофициальный российский кинопрокат. Из всех искусств для нас важнейшим по-прежнему является американское кино. По крайней мере в эти летние дни...

Разговор с Антоном Сергеевым о музыке и жизни

Евгения Заболотских
Труд

Группа «Кватро originals» во главе с солистом Антоном Сергеевым дала 6 марта, в преддверии Международного женского дня, концерт «Признание в любви». Музыканты выступили на главной сцене страны...

«Труд» не раз задавался вопросом, откуда на нашем телевидении такое количество безвкусия и тупости

Сергей Беднов
Труд
К элите в свое время причислили и блогершу-инфоцыганку Елену Блиновскую. Которую недавно посадили на пять лет. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

23 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что культурная элита страны, подобно политической, нуждается в обновлении за счет участников СВО. А несколько дней спустя начался суд над Еленой Блиновской (на фото)....

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Известный актер-депутат вышел на тропу войны с детскими фильмами

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Между тем, образ Сергея Челищева в сериале «Бандитский Петербург. Адвокат» не сказать что учит разумному - доброму - вечному. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Депутат Госдумы и актер, звезда «Бандитского Петербурга» Дмитрий Певцов ополчился против современного детского кино. Вслед за разнесенными им ранее в пух и прах фильмами «По щучьему велению»...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Культура 00:02 / 07 Марта 2025 5593
Пейзаж после битвы

Вернется ли наше кино на «Оскар»? И вернется ли «большой Голливуд» в Россию?

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Триумфатором нынешней церемонии вручения «Оскаров» стал фильм «Анора», получивший сразу пять статуэток. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Триумфом фильма «Анора» завершилась церемония вручения премии «Оскар». Картина была номинирована в шести категориях, что выглядело достаточно скромно по сравнению с основными конкурентами — лихим...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Ярослав Дронов и Екатерина Мизулина публично объявили себя парой

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Праздничный эфир федеральных каналов 8 Марта был до зевоты предсказуем. Классические картины про женщин и советские комедии чередовались с концертами и специальными выпусками надоевших шоу. Зрители реагировали на все...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Вспоминая хранительницу прекрасного Ирину Александровну Антонову...

Гузель Агишева
Труд
Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Эта нехитрая мысль про конечность всякого бытия приходит в голову почему-то в марте, когда случается ощутимый перелом к весне — яркое небо и легкие облака. И я вспоминаю о дне ее рождения. Вот...

Культура 00:21 / 07 Марта 2025 4590
Казус Дантеса

Сказ о том, как Михаил Мишустин и Вячеслав Володин ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Первая картина о последней дуэли поэта «Последний выстрел А. С. Пушкина» кисти Адриана Волкова (1869 год)

История о том, как ошибку в инициалах убийцы Пушкина исправляли глава правительства Михаил Мишустин и спикер Госдумы Вячеслав Володин, войдет в историю. Хотя похожие сюжеты существуют давно — тот же анекдот,...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Заметки на полях новой редакции Положения о зонах охраны объектов культурного наследия

Гузель Агишева
Труд
Это у нас к «отеческим гробам» и «родным пепелищам» трепетная любовь. А министру культуры Ольге Любимовой не жалко. Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и руководитель проекта «Консервация» Евгений Соседов, неоднократный герой публикаций «Труда», в миру более...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Звезда отечественных мюзиклов желает читателям «Труда», чтобы они ощущали себя счастливыми здесь и сейчас

Анна Чепурнова
Труд
Мечта Валерии - сыграть большую, знаковую роль в кино. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На телеканале «Россия 1» продолжается шестой сезон музыкального гранд-шоу перевоплощений «Один в один». Одна из главных участниц его — звезда отечественных мюзиклов, актриса кино и театра...