На фоне жары и третьей волны коронавируса, захлестнувшей страну, зрители стали предпочитать кинотеатрам пляжи, парки и прочие формы необременительного досуга. Продюсеры, рискнувшие в эти дни выпустить свои картины в прокат, подозреваю, сильно об этом жалеют...
С треском провалился даже такой, казалось бы, обреченный на успех фильм, как «Бендер: Начало» — остроумный приквел «Двенадцати стульев» с популярнейшим Сергеем Безруковым в главной роли. Авантюрная комедия, вышедшая в конце июня, не собрала и половины той кассы, на которую рассчитывали создатели и прокатчики.
Первый месяц лета вообще обернулся крахом для киносетей. Общие сборы в российском прокате в июне 2021-го оказались на уровне 2,5 млрд рублей. Это на 25% меньше майских показателей и на 37% ниже, чем в июне 2019-го. За месяц в кинотеатры пришли 9,5 млн зрителей, что на 42% ниже значений допандемийного июня. В итоге нынешний июнь показал худшие показатели посещаемости и худшую кассу за последние пять лет, если не брать в расчет июнь прошлого года, когда кинотеатры из-за коронавирусных ограничений попросту закрыли двери.
Показатели первого полугодия также самые низкие за пять лет. Падение кассовых сборов составило почти 25%, а посещаемость кинозалов упала на 30%. И связано это, увы, не только с морозами, жарой или пандемией. Мы можем сколько угодно проклинать засилье американского кино в российском прокате, но стоило «большому Голливуду» из-за пандемии попридержать свои новинки до лучших времен, как нашим кино-театрам стало нечего показывать.
Российская киноиндустрия, производящая порядка 150 картин в год, половина из которых не доходит до экрана, оказалась неспособной заполнить афишу. Не говоря уже о том, чтобы заработать деньги на новые проекты. У нас по-прежнему не окупается в прокате 9 из 10 выходящих на экраны российских фильмов. Качественного зрительского мейнстрима с маркой «сделано в России» хватает, как правило, только для новогодних каникул и еще для двух-трех вспышек относительного зрительского интереса, который вызвали фильмы «Пара из будущего», «Батя», «Родные», «Пальма»...
Приятно, конечно, что главный хит новогодних каникул «Последний богатырь: Корень зла» собрал в прокате более 2 млрд и возглавил рейтинг успешных фильмов полугодия. В топ-10 вошел также анимационный «Конек-Горбунок». Остальные позиции в десятке заняли зарубежные ленты. И без американской «Души», без «Форсажа-9», «Круэллы», «Тома и Джерри», «Гнева человеческого» и еще нескольких ударных голливудских хитов, которые вышли на российские экраны в коронавирусные времена, наши кинотеатры были бы попросту обречены на банкротство. А так они собрали кое-какую кассу и судорожно держатся на плаву.
Очередные надежды директора и владельцы кинотеатров связывают с картиной «Черная Вдова», которая 8 июля, после ряда переносов, вышла на российские экраны. Аналитики кинорынка предрекают этой экранизации комиксов Marvel лавры самого успешного релиза в новой пандемической реальности. В одной только Северной Америке фильм с голливудской звездой Скарлетт Йоханссон может собрать порядка 170 млн долларов и обойти по сборам уже упоминавшийся «Форсаж-9». Вернет ли «Черная Вдова» в российские кинотеатры российского зрителя, покажут уже эти выходные.
Обидно, конечно, что надежды на спасение отечественного проката мы связываем с американской кинопродукцией. Но массовое кино у нас традиционно получается хуже, чем кино авторское, фестивальное, которое не приносит больших денег, но работает на репутацию крупной кинематографической державы. 6 июля на Лазурном Берегу стартовал престижный Каннский фестиваль, в разных программах которого заявлены сразу пять наших фильмов. В том числе «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова в основном конкурсе и фильмы Алексея Германа («Дело») и Киры Коваленко («Разжимая кулаки») во второй по значимости программе «Особый взгляд». Пожелаем нашим победы. Фестивальная удача для художника, да и для страны, — она порой дороже всяких денег.