
Удивительно, но оказалось, что масштабный кризис может случиться в одной из самых благополучных стран Европы — без революций, землетрясений и прочих катаклизмов. Великобритания после Брекзита успела порадоваться независимости от Брюсселя, но недолго. Кто бы мог подумать, что массовое увольнение дальнобойщиков в ЕС стремительно опустошит полки универсамов и заставит сынов Альбиона часами стоять в очередях на бензоколонках, будто все они разом угодили в СССР эпохи застоя. Новость о том, что водитель Криштиану Роналдо проторчал на заправке семь часов, но так и не смог заправить Bentley миллиардера-футболиста, уже никого не удивляет.
В Британии, которая объявила о своем лидерстве в «озеленении» экономики и выпуске исключительно электромобилей с 2035 года, никто не ждал приступа щемящей тоски по бензину и солярке. Сначала из-за перебоев с доставкой горючки бензовозами более четверти автозаправок страны остались без топлива. Автомобилисты, понятно, начали запасаться им впрок, и тут в шлангах пересохло. Трейдер EG Group ограничил объем разовой заправки суммой в 30 фунтов стерлингов. И возникла паника, в результате дефицит топлива отмечен на 89% заправок Британии.
Как следствие — в Британии впервые после Второй мировой войны возникли перебои с доставкой продуктов в магазины и снабжением мясом и птицей. Дефицит дальнобойщиков — румын, болгар и украинцев — никак не компенсировался национальными кадрами. Ну не нашлось в 70-миллионной империи нескольких тысяч водил со спецправами, чтобы закрыть узкое место. Правительство, скрипя зубами, согласилось выдать временные визы на работу 5 тысячам водителей и 5,5 тысячи работников птицеферм. Последние задыхаются от избытка помета и неупакованных яиц, но проблема не решается. Сам Джонсон признал, что пока в Великобританию согласились приехать всего 127 водителей, поскольку трехмесячная подачка никому не интересна. По оценкам профсоюзов, свободны 100 тысяч вакансий водителей большегрузов. Все усугубила пандемия, из-за которой экзамены на водительские права не проводились во многих странах.
«Трудности адаптации» — так мягенько премьер-министр Борис Джонсон определил кризисную ситуацию. Повсюду не хватает рук для простой, слабо оплачиваемой работы. Британцы раздражены не на шутку, и едва ли две сотни военных, которые сядут за руль грузовиков вместо тысяч водителей из ЕС, смогут что-то изменить, отмечает немецкий телеканал Welt. Джонсон говорит про повышение уровня жизни британцев и достижение экономического роста с опорой на собственные силы, а не на низкооплачиваемых мигрантов, но Financial Times не верит лозунгам премьер-министра.
Впрочем, перебои с бензином не самая страшная проблема Великобритании. Общемировой дефицит «немодных» углеводородных энергоносителей обещает еще больнее ударить по уровню жизни англичан. Достаточно сказать, что на недавнем пике цена на электричество в Британии в семь (!) раз превышала показатель 2020 года. В сентябре из-за пожара на подстанции был поврежден один из двух кабелей, по которым из Франции через Ла-Манш Британия импортирует электроэнергию. Восстановить снабжение обещают к марту 2022-го, а пока рост цены газа в Европе и связанной электрогенерации душит британцев.
На открытии торгов 6 октября биржевые котировки на газ в Европе выросли на 28% и достигли исторического максимума — 1900 долларов за 1 тысячу кубометров. Это в 30 раз выше по сравнению с маем 2020 года. Кстати, «Газпром», несмотря на расхожее мнение в польских СМИ, это вовсе не радует. Продолжающийся рост котировок может привести к серьезному кризису в газовой отрасли Европы, что заденет потребителей и поставщиков, заявил начальник управления ценообразования «Газпром экспорта» Сергей Комлев. Закрываются заводы в Европе, например по производству удобрений, разоряются и розничные поставщики газа, импорт может упасть. Это также заденет и соседнюю Англию.
Еврокомиссия публично признала причиной энергетического кризиса в ЕС ... неблагоприятные рыночные условия. В разгар паники с дорогим газом зампредседателя ЕК Франс Тиммерманс на заседании Совета ЕС по экологии указал на источник беды: «Спрос на энергоресурсы достиг максимальных показателей за 25 лет, что и создает пики цен». Слабый ветер в Европе подло уменьшил отдачу ветряков! Еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон «успокоила» европартнеров: цены на газ в Европе в течение зимы останутся высокими, но к весне начнут снижаться. Как европейцам зимовать без газа, она не рассказала. Группа стран ЕС — Франция, Испания, Чехия, Румыния и Греция — предложили провести расследование причин рекордного скачка цен на газ в Европе. Польский премьер, конечно же, и здесь видит злой умысел России!
А Борис Джонсон уверен, что все это просто досадное совпадение. Причиной энергокризиса в Европе являются ошибки самой Еврокомиссии, доходчиво растолковал премьер-министр Венгрии Орбан. Лидер другой страны, получающей трубный газ из России по цене 260 долларов, Александр Вучич прямо связал энергетический кризис с несвоевременным заключением газовых контрактов с РФ, назвав другой причиной углеродный налог. Венгрия и Сербия довольны, что подключены к «Турецкому потоку» и гарантировали себе стабильный рынок энергии и, соответственно, билет на выход из кризиса.
С объяснением Орбана и Вучича трудно поспорить. Еврокомиссия еще до Брекзита 10 лет упорно работала над созданием в ЕС свободного от труб «Газпрома» рынка газа и электричества, уверяя, что с повсеместным внедрением «зеленой» энергетики это в конечном счете приведет к снижению цен на энергию в Европе. Только не учли, что возобновляемые источники энергии производят более дорогое электричество по сравнению с углеродами. И что ВИЭ ненадежны в критических условиях. Когда они наступили, а предложение газа осталось тем же, цена на углеводороды и электричество по законам созданного ЕК энергорынка скакнула до небес. Так что придется Евросоюзу и примкнувшему Лондону как-то с небес спускаться, тормозить «зеленый» переход, запускать новые газопроводы, открывать бензоколонки и включать запрещенные АЭС.