
Джейкоб Киплимо из Уганды обновил мировой рекорд в полумарафоне: 57 минут 31 секунда. Заоблачный результат! Год назад он же уверенно выиграл чемпионат мира. А ведь парню лишь 21 год, марафонцы достигают расцвета, когда им уже за 30. И еще факт: темп бега у Киплимо на дистанции 21,1 км получился намного быстрее, чем при установлении рекорда России на 10 км. Эти кенийцы, эфиопы и угандийцы сделаны из другого теста?
Месяц назад не меньший шок произвела эфиопка Гидей Летесенбет, показавшая на полумарафоне 1,02,52. За последние 15 лет пробегали эту дистанцию быстрее лишь двое наших мужчин, включая рекордсмена России Владимира Никитина. А ведь в 1950-х — начале 1960-х наши стайеры Казанцев, Куц, Болотников были мировыми лидерами. Но потом пришло время африканцев, живущих на высокогорье. А когда в 1980-х легкоатлетам позволили зарабатывать, Африка галопом понеслась за деньгами и рекордами.
Некоторые из чернокожих бегунов, срубив деньги на коммерческих стартах за пару сезонов, покупают на родине землю, комбайны, стада коров и возвращаются к привычной фермерской работе. Другие остаются в спорте надолго. Элиуд Кипчоге уже 20 лет показывает результаты мирового уровня, выиграл две последние Олимпиады и установил множество рекордов.
А в Европе, США, Японии (да и в России тоже) бег все больше рассматривается как путь к оздоровлению. Число бегающих трусцой тут растет, а количество завоеванных медалей стремится к нулю. Сегодня во всем мире в беге на выносливость из белых интригу создает разве что лишь Якоб Ингебригтсен, 21-летний норвежец, выигравший 1500 метров в олимпийском Токио. Папа, тренирующий его, сначала «обкатал» свою методику на старших братьях Якоба — тоже бегунах мирового уровня.
Тем временем на днях пришло известие из World Athletics: Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) продлили срок изоляции. Формулировка такова: «В российской легкой атлетике еще остались люди, которые не приняли новую антидопинговую культуру. Поэтому ВФЛА предстоит сделать много, чтобы они не оказывали влияние на новое поколение спортсменов и тренеров». Как в анекдоте: нальем воду в бассейн, когда с вышки прыгать научитесь.
Напомним: помимо того что Россия в лице ВФЛА уже перевела на счет WA более 7 млн долларов в виде штрафа и расходов на контроль (то есть вручили кнут, которым нас стегают), еще каждый российский атлет вносит 250 долларов при заявке на получение нейтрального статуса. Учитывая, что заявки подают порядка 200 россиян (и не всегда им дают одобрение), а этот статус приходится получать ежегодно, WA, похоже, нашла дойную корову в лице российской атлетики, находящейся уже в полумертвом состоянии.
А недавно ко всем плеткам добавилась еще одна: нашим легкоатлетам, как и представителям других видов спорта, закрыт въезд в страны мира, где проходят крупнейшие турниры, ведь там все еще не признана вакцина «Спутник V». Ну и что делать? Ждать, пока признают, или прививать атлетов еще и вакциной, признанной в ЕС и США, рискуя здоровьем и уровнем спортивной формы наших спортсменов?
И вот вам вишенка на торте. МОК разработал для международных спортивных федераций 10 пунктов настоятельных рекомендаций, касающихся нового принципа допуска к женским соревнованиям «на основании трансгендерной идентичности». В переводе на обычный язык это означает: на женские первенства будут допускаться все больше мужиков, возомнивших вдруг себя женщинами, и теперь по новым правилам, им не обязательно снижать в своем организме уровень тестостерона. Помните, как штангист Гэвин Хаббард взял имя Лорел и завоевал 2-е место на женском чемпионате мира? Теперь таких Лорелей будет пруд пруди.