
Мало кто может похвастаться таким обилием встреч с мировыми знаменитостями, как Ярослав Алексеевич Новицкий. По профессии он дипломат, а еще пловец с 70-летним стажем и интереснейший собеседник. В ветеранском плавании никто и рядом с ним не стоял по количеству медалей, завоеванных на международных соревнованиях разных возрастов. В феврале ему исполнилось 80.
А любовь к плаванию у Новицкого начиналась с того, что он едва не утонул, причем трижды в течение года. В первый раз шестилетнего пацана вытащил из воды дежурный спасатель на лодочной станции. Песок изо рта вытряхнул, воду вылил, и мальчишка ожил. Но не успокоился. Где-то вычитал: хочешь плавать — лезь на глубину и плыви! Вот он и пробовал:
Но толком плавать научился уже в бассейне, с тренером, хотя считался переростком: в 13 лет в этом виде начинать путь к медалям поздно. Но он оказался парнем упорным — и вскоре стал чемпионом Украины среди юношей, а в 17 лет выполнил норматив мастера спорта и пробился в призеры Спартакиады.
Вот и в школе так: по всем предметам у Ярослава были пятерки, только с английским проблемы. Но парень, вопреки логике, подался в университет на отделение переводчиков. И к окончанию вуза Новицкий кроме русского и украинского владел еще и польским, чешским, английским и французским. В чем тут секрет?
«Главный рецепт — не лениться, — объясняет Ярослав Алексеевич. — Жизнь — как плавание: или плыви, или иди ко дну». Правда, в 22 года ему пришлось распрощаться с большим спортом: работал за границей, для ежедневных тренировок времени не оставалось. Совсем с бассейном не простился, но свои занятия плаванием три раза в неделю в течение 20 лет называл купанием. Зато продолжал играть в футбол и теннис.
Работал в представительстве Украины в ООН в Нью Йорке, потом перевелся в МИД СССР на должность пресс-атташе. Оттуда ушел на такую же должность в Министерство культуры. В те бурные времена ему довелось вести переговоры со многими звездами эстрады и оперного искусства. К примеру, с Элтоном Джоном Новицкий познакомился еще в 1979-м, когда певец приезжал в СССР на гастроли, а Ярослав был переводчиком. В 1989-м он общался с британской звездой в Москве уже как пресс-атташе. А через год Новицкий попал на его концерте в Лас-Вегасе, подошел к музыканту, и тот сразу признал старого знакомого.
Запомнились нашему герою и гастроли в Москве Билли Джоэла, который приехал с женой-фотомоделью. Новицкий тогда возил гостей по их просьбе на Ваганьковское кладбище на могилу Высоцкого, которому музыкант посвятил одну из лучших своих песен.
Конечно, корреспондент «Труда» не мог удержаться от вопроса спортивному человеку, кто из знаменитых музыкантов проявлял интерес к спорту.
— Патрисия Каас захотела в Москве сходить в бассейн «Чайка». Но почему-то раздумала плавать, только наблюдала за пловцами. Челентано, Моранди, Пупо и другие итальянцы в 1980-х играли в футбол против наших артистов в Москве, потом в Милане. Аль Бано и Ромина Пауэр по приезде в Москву ходили на корт, Аль Бано играл со мной на хорошем любительском уровне, а Ромина смотрела. А по просьбе Лучано Паваротти и Дэвида Гилмора (Pink Floyd) я возил их на матчи киевского «Динамо»...
Фото из личного архива
В 1989-м Ярослав Новицкий вернулся к тренировкам в бассейне. И стал одним из основателей в нашей стране движения Masters — ветеранского спорта. С тех пор завоевывал награды на многих международных соревнованиях в 64 странах. А в Бразилии его удостоили специальной медали за пропаганду спорта — ее вручал сам Пеле!
В свои 80 лет он не прекращает тренировок. И сейчас упорно готовится к соревнованиям: в мае — чемпионат мира среди ветеранов на Тайване, в октябре — Всемирные ветеранские игры в США. В условиях изоляции нашего спорта Новицкому пришлось ехать в Баку за американской визой. Он пока единственный из российских ветеранов плавания, кому удалось ее получить...
Сам Новицкий объясняет свое спортивное долголетие тем, что в молодости прошел через 10 лет ежедневных тренировок. «Для меня такие нагрузки — как музыка. Порой плыву и пою!» Но, думается, тут к этому и честолюбие примешивается: ну любит человек побеждать!