
Вот уже в течение трех лет ФИФА и УЕФА не могут даже частично восстановить российский футбол в правах, но свои обязанности РФС перед этими организациями выполняет очень даже старательно. Себе в убыток...
Профессиональная российская лига объявила сроки начала и окончания своего сезона-2025/26. И эти даты, прямо скажем, озадачили любителей игры номер один. Судите сами: первый тур РПЛ состоится: 20 июля. До зимней паузы пройдет 18 туров, самый последний перед перерывом назначен на 7 декабря. А первый весенний тур стартует 1 марта. Заключительный же тур, 30-й, пройдет 17 мая, финал Кубка России состоится 23 мая. Следующий чемпионат РПЛ начнется не ранее 27 июля.
Странные игры, не правда ли? Отчего же такой долгий перерыв назначается в самое благоприятное для футбола время при российском-то климате? Чтобы потом в ноябре-декабре и в марте переносить туры из-за внезапных морозов и метелей и гонять мяч на снегу? А дело в том, что ФИФА не разрешила Российскому футбольному союзу задействовать в нашем национальном первенстве после 25 мая участников чемпионата мира. То есть игроки, попавшие в заявки национальных сборных на ЧМ-2026, не должны играть из-за введения обязательного отдыха перед мундиалем.
Чемпионат мира, как известно, будет проходить в Северной Америке с 11 июня по 19 июля 2026 года. И для ФИФА не имеет значения, отсидят ли эти игроки на скамейках запасных в групповом турнире, после чего благополучно вылетят из розыгрыша, или же дойдут до финала и там будут биться за чемпионство. Правила для игроков всех сборных одинаковы, ФИФА и УЕФА устанавливают их заранее. Сколько дней дадут футболистам на отдых после чемпионата мира, пока неизвестно, но минимум неделю. Вот и получается: с 17 мая до 27 июля, почти два с половиной месяца, лучших для футбола и наших болельщиков, профессиональный футбол в России будет «на отдыхе».
Сколько футболистов РПЛ попадут в финальную стадию мирового чемпионата, тоже пока неизвестно. Но легко предположить, что совсем немного. Так, на прошлом чемпионате мира российская лига была представлена лишь двумя клубами: «Зенит» — Деян Ловрен (Хорватия) и «Динамо» — Гильермо Варела (Уругвай), Никола Моро (Хорватия), Себастьян Шиманьски (Польша). Туда мог также попасть и поляк Мацей Рыбус, но вмешалась политика: после перехода в «Спартак» защитника исключили из круга кандидатов в сборную.
На Евро-2024 РПЛ была опять представлена четырьмя футболистами: в сборной Албании играли защитник «Локомотива» Марио Митай и форвард «Рубина» Мирлинд Даку. Добавьте к ним защитников из Словении Ваню Дркушича («Сочи») и из Сербии Срджана Бабича («Спартак»). Получается, из-за четырех далеко не звездных легионеров летнее время — не для российского футбола?
Как с такой нелепостью быть? Если наши футболисты собрались играть в международных турнирах, а РФС надеется вот-вот восстановиться в ФИФА и УЕФА, то, конечно, наш Футбольный союз обязан выполнять все требования. Но такие перспективы на горизонте не проглядываются. Взглянем на проблему под другим углом. На то серьезные менеджеры в РФС и РПЛ и получают громадные зарплаты из госкорпораций, а по сути, из госбюджета, чтобы учитывались в первую очередь свои, национальные интересы. И чтобы международные санкции вредили российскому футболу по минимуму. Чиновникам, да и владельцам клубов, так легко тратящим миллионы евро на покупки легионеров, неплохо бы подумать, что от этого выигрывает отечественный футбол. Особенно когда наши команды отстранены от еврокубков и прочих международных турниров.
Во многих европейских странах летняя жара доставляет футболистам больше неудобств, чем зимняя прохлада. А как обстоят дела в уголках Европы, где лето короткое, а зима длинная? Для сравнения: чемпионат Европы 2024 года проходил в Германии с 14 июня по 14 июля, а летний перерыв в чемпионате Швеции длился месяц, в чемпионате Норвегии — со 2 по 27 июня, в Финляндии — всего 10 дней во второй половине июня. Тогда как в России в 2024 году перерыв растянулся почти на два месяца, с 25 мая по 20 июля.
Но зато в названных странах зимний перерыв обычно начинается на неделю или две раньше, чем у нас, и позже оканчивается. То есть национальные федерации стараются перенести матчи на теплое время года. Но даже при этом не стихают баталии при составлении календарей на сезон. Сильнейшие команды, из года в год играющие в еврокубках, требуют для себя «окна» в чемпионате именно в летнее время. К октябрю-ноябрю шведские, норвежские и финские клубы обычно вылетают из еврокубков, и «окна» в календаре осенью и весной им уже не нужны. Однако из-за переносов матчей на осень в угоду лидерам середнякам и аутсайдерам приходится летом играть реже, а осенью чаще — под холодным дождем или в снег. И надо отметить, что в подобных спорах между лидерами и аутсайдерами руководство федераций ищет золотую середину. Они рассуждают здраво: футбол все-таки — игра летняя. И это несмотря на то, что во многих городах понастроили крытые футбольные манежи. Но и футболисты, и фанаты куда больше любят матчи на открытом воздухе, и с этим принято считаться.
Переход нашего чемпионата с формулы «весна — осень» на «осень — весна», в котором видели панацею предыдущие президенты РФС господа Фурсенко и Мутко, лавров не принес. Затевался переход в 2011 году для того, чтобы синхронизировать наш чемпионат с еврокубками. Предполагалось, что нашу страну в европейских турнирах должны представлять не клубы, выигравшие чемпионат РПЛ девять месяцев назад, а «свежие» победители. Но результат получился с точностью до наоборот: именно после 2012 года российские клубы стали набирать в еврокубках баллов все меньше и опускаться в таблице суммарного рейтинга стран все ниже. А потом и вовсе вся эта суета потеряла смысл.
Готов согласиться: футбольные менеджеры, сидящие в руководстве РПЛ, РФС и ведущих клубов, разбираются в футболе лучше болельщиков и спортивных журналистов. Однако результатом их титанических трудов стал не прогресс отечественного футбола, а все большее отставание не только от лидеров, но уже и от середнячков. Несмотря на то что в спорт номер один продолжают вливаться большие государственные деньги. И с этим не поспоришь.