Президент Владимир Путин побывал с визитом в Пекине. В поездке главу государства сопровождали представители крупнейших российских корпораций, которые в последние годы наполняют реальным содержанием российско-китайские отношения. По результатам визита, в ходе которого были подписаны крупные сделки, можно сделать вывод, что поворот на Восток — это уже не показательное выступление, рассчитанное на то, чтобы поднять ставки в игре с Западом. Это продуманная, взвешенная, давно назревшая стратегия.
Накануне визита Владимир Путин дал интервью китайскому информационному агентству «Синьхуа», в котором назвал факт взаимодействия России и Китая на международной арене «фактором стабильности в мировых делах» и высказался в поддержку идеи председателя КНР Си Цзиньпина по развитию «экономического пояса Шелкового пути». «Мы работаем вместе и над космическими программами, и в сфере авиации, продолжаем очень крупные, масштабные проекты в сфере энергетики, в том числе в атомной энергетике», — отметил Путин.
Экономический хребет Евразии
Крупные инвестиционные проекты по развитию энергетической и транспортной инфраструктуры позволят Москве претендовать на особое место в АТР. Именно этот регион, согласно прогнозам экспертов, будет играть решающую роль при формировании новой системы мироустройства.
До последнего времени в США и Западной Европе скептически оценивали возможности российской политики на восточном направлении. Однако следует понимать, что Восток для России не ограничивается Китаем. Это и Япония, и Индия, и страны АСЕАН. Все эти игроки с большим интересом относятся к масштабным проектам, которые Москва планирует осуществить в Азии. И все без исключения в той или иной степени готовы принимать в них участие. Фактически речь идет о совместном участии в создании «экономического хребта» Евразии: строительстве сети трубопроводов, модернизации Транссиба и БАМа, развитии трансконтинентальных торговых путей (в том числе и Северного морского пути).
Закладка камня. Тяньцзиньский НПЗ
Пожалуй, за последние десятилетия Россия еще ни разу не выступала с такими амбициозными предложениями. Восточный проект по масштабу можно сравнить разве что с планами «альтернативной интеграции» с Западной Европой, которые разрабатывались в начале нулевых.
Ведущие российские игроки активно ведут экспансию на азиатском рынке и в первую очередь усиливают свои позиции в КНР. Владимир Путин отметил большой портфель заказов у компании «Росатом» (в том числе два блока на Тяньваньской атомной электростанции), привлечение китайских инвесторов к важным энергетическим проектам (Китай является крупным акционером в одном из значимых российских проектов «Ямал СПГ», приобрел 10% в химическом холдинге «Сибур»). Однако ключевая роль в подготовке и реализации восточного проекта, безусловно, принадлежит компании «Роснефть».
Сделка века и диверсификация
«Роснефть» — мировой лидер по объемам долгосрочных контрактов на поставку нефти в Китай. Компания заключила целый ряд беспрецедентных соглашений, обеспечивающих энергетическую безопасность второй экономики мира. Первый крупный контракт на поставку нефти с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией был заключен в феврале 2009 года. Он предполагал поставку нефти в Китай по схеме 9 + 6 млн тонн в период с 2011 по 2030 год. Реализация условий подписанного соглашения позволила «Роснефти» продемонстрировать высокий уровень профессионализма, обеспечив бесперебойность поставок значительных объемов высококачественной нефти.
Подписание «Роснефтью» в 2013 году долгосрочного контракта с крупнейшим нефтяным гигантом Китая — CNPC — стало, по мнению большинства экспертов, настоящим прорывом на восточном направлении. Исторический 25-летний контракт на поставку 325 млн тонн нефти специалисты назвали сделкой века.
Подписание соглашения с ChemChina об основных условиях сотрудничества по проекту Восточной нефтехимической компании (ВНХК)
«Заключив первый крупный многомиллиардный контракт с Китаем о поставках сырья, — отмечает научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Исаев, — «Роснефть», безусловно, стала первопроходцем на этом направлении». Китайская сторона получила гарантированный объем энергоносителей для нужд своей бурно растущей экономики, а «Роснефть» смогла завоевать значительную долю одного из самых премиальных мировых рынков.
За последние 10 лет ежегодные поставки нефти и нефтепродуктов из России в Китай увеличились в 20 раз, до 36 млн тонн, с потенциалом роста до 50 млн тонн к 2020 году. Причем три четверти объема сегодняшних поставок, или 28 млн тонн, приходится на «Роснефть». В период с 2005 по апрель 2016 года российская компания поставила в Китай 167,1 млн тонн сырой нефти на сумму более 88,8 млрд долларов США, увеличив поставки с 5,1 до 28 млн тонн (рост почти в 5,5 раза). А к 2038 году компания рассчитывает обеспечить суммарные поставки нефти и нефтепродуктов в Китай в размере свыше 800 млн тонн.
Аналитики рынка сходятся во мнении, что «Роснефть» укрепляет свои позиции на региональном рынке за счет привлечения новых клиентов и освоения экспортных маршрутов черного золота. «Мы продолжаем работу по усилению своего присутствия на китайском рынке, — говорится в письменном интервью главы «Роснефти» Игоря Сечина агентству Bloomberg. — Мы стремимся расширить пул клиентов: успешно проведены тестовые поставки железнодорожным транспортом в адрес клиентов из КНР, в том числе операторов малых НПЗ».
В агентстве Bloomberg отмечают, что за весенний период этого года России удалось потеснить Саудовскую Аравию на азиатском рынке как благодаря долгосрочному контракту «Роснефти» с China National Petroleum Corp., так и с помощью увеличившегося на 34% экспорта нефти (до 5,25 млн тонн) и спотовым поставкам независимым НПЗ, которые с лета 2015 года стабильно обеспечивают основной прирост потребления нефти в КНР. По оценкам китайской консалтинговой компании SIA Energy, в настоящее время Россия обеспечивает примерно пятую часть от общего импорта этой новой категории покупателей сырья. «Мы прогнозировали обострение борьбы за потребителя на ключевых рынках, в том числе Китая, — отметил Сечин. — «Роснефть» намерена следовать комплексной стратегии в работе с китайскими партнерами. Мы адаптируем ее к рыночной волатильности, что позволяет нам успешно конкурировать с другими игроками региона, в том числе с Саудовской Аравией».
В Азиатско-Тихоокеанском регионе наблюдается сейчас быстрый рост населения, национальных экономик, а следовательно, увеличивается и емкость рынков. По прогнозам специалистов, рост потребления нефти в АТР в 2015-2030 годах составит 34%. При этом эксперты убеждены, что в ближайшее время рынок стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), будет обеспечен преимущественно российской нефтью. А это значит, что в регионе появится целая сеть трубопроводов, по которым углеводороды с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока будут поставляться в Азию. По словам президента Фонда востоковедческих исследований Сергея Лузянина, «с содержательной и имиджевой сторон для ШОС нужны знаковые, прорывные проекты. Без них эта организация не сможет стать по-хорошему дерзкой, амбициозной и эффективной».
Следует отметить, что российские компании не рассматривают страны АТР в качестве замены западным партнерам. Восточноазиатский рынок — это, скорее, возможность расширить, диверсифицировать направления экспортных поставок. Работают же в Азии Exxon, Chevron, BP. И никому в голову не приходит говорить, что они отвернулись от Запада.
Китайцы в гринфилдах Восточной Сибири
Россия, безусловно, заинтересована в том, чтобы привлечь страны АТР к масштабным инфраструктурным и энергетическим проектам, которые она планирует осуществить на своей азиатской территории, в первую очередь к ускоренному развитию Дальнего Востока. В принципе в приглашении иностранных партнеров в отдельные проекты нет ничего нового. Революционным является предложение главы «Роснефти» Игоря Сечина о формировании в этой стратегии интегрального подхода. «Мы готовы рассмотреть совместную инвестиционную работу по всей технологической цепочке — в добыче, в инфраструктуре, переработке и транспортировке углеводородов», — заявлял он на различных азиатских форумах.
Фактически речь идет о том, чтобы страны АТР не только покупали углеводороды, но и совместно с «Роснефтью» осваивали труднодоступные месторождения Восточной Сибири и континентального шельфа, вкладывали средства в переориентацию российской инфраструктуры на Восток, строительство заводов по переработке нефти и газа и развитие транспортных коридоров, прежде всего Северного морского пути.
Компании из КНР давно уже присматриваются к восточносибирским гринфилдам — новым перспективным месторождениям, разработка которых позволила бы обеспечить энергетическую безопасность Поднебесной. В ходе визита Путина в Пекин «Роснефть» договорилась об основных условиях сделки с китайской группой Beijing Gas, которая предусматривает продажу партнерам 20% акций предприятия «Верхнечонскнефтегаз». Инвестиционные аналитики высоко оценивают продажу долей в восточносибирских проектах: ведь «Роснефть» разделяет риски с партнерами, что позволяет ей минимизировать собственные затраты, одновременно повысив экономическую устойчивость проектов. Получая средства на развитие гринфилдов от иностранных компаний, «Роснефть» снижает свою долговую нагрузку, и это становится важной частью ее инвестиционного профиля. Потенциальная сделка с Beijing Gas важна еще и потому, что эта компания является одним из главных дистрибьюторов природного газа в Китае и сотрудничество с ней открывает для «Роснефти» новые перспективы на рынке АТР.
Стоит напомнить, что первой компанией из Поднебесной, получившей возможность участвовать в российской нефтедобыче, стала Sinopec, которая еще в 2006 году создала совместное предприятие с «Роснефтью» — «Удмуртнефть» (таким образом была заложена основа энергетического диалога России и Китая). Уже на следующий год — после 20 лет снижения — этой компании удалось нарастить добычу и выйти на уровень 6,4 млн тонн. Сейчас это крупнейший производитель углеводородов в Удмуртской Республике.
Кроме того, «Роснефть» и Sinopec совместно реализуют проект «Сахалин-3». Создано совместное предприятие, которое открыло уже два месторождения — Северо-Венинское и Ново-Венинское. Все лицензионные обязательства выполнены в полном объеме и в срок, компании готовятся к бурению.
Sinopec также планирует принять участие в разработке наиболее перспективных гринфилдов Восточной Сибири в портфеле «Роснефти»: Юрубчено-Тохомского и Русского месторождений. Соглашение об основных условиях реализации этого проекта было подписано в ходе предыдущего визита Владимира Путина в Китай в сентябре 2015 года. Этот документ предусматривает возможное приобретение Sinopec до 49% в «Восточно-Сибирской нефтегазовой компании» (ВСНК) и «Тюменнефтегазе», владеющих лицензиями на освоение и разработку названных месторождений.
Стоит отметить, что эксперты считают данные активы крайне перспективными. Русское месторождение, например, классифицируется как уникальное. В то же время активы расположены в труднодоступных регионах и имеют сложную геологию. Объединение усилий с китайскими партнерами позволит «Роснефти» привлечь финансирование и технологии для реализации масштабного проекта.
Сотрудничество в нефтепереработке
Однако партнерство «Роснефти» и китайских компаний не ограничивается добычными активами. В ходе нынешнего визита Владимира Путина в Пекин с Sinopec было подписано рамочное соглашение о возможном участии в проекте по строительству и эксплуатации газоперерабатывающего и нефтегазохимического комплекса в восточносибирском административном центре Богучаны. По этому соглашению компании уже в следующем году должны создать совместное предприятие, которое удовлетворит растущий спрос на полиэтилен и полипропилен в России и Китае. Годовая мощность комплекса в Богучанах составит 5 млрд кубометров сырого природного газа с выпуском до 3 млн тонн высокотехнологичных полимеров и нефтехимической продукции. Ресурсной базой проекта станут нефтегазовые месторождения Юрубчено-Тохомского кластера.
Кроме того, «Роснефть» подписала с ChemСhina соглашение об основных условиях сотрудничества по проекту Восточной нефтехимической компании (ВНХК). Проект предусматривает создание в Дальневосточном федеральном округе уникального технологического кластера, который позволит производить передовую продукцию нефтехимии, предназначенную в том числе для рынков АТР. Стороны договорились провести совместный экономический анализ с целью уточнения рыночных ниш для продукции ВНХК (меморандум о взаимопонимании по этому вопросу был подписан в сентябре прошлого года). Привлечение ChemChina — одной из крупнейших химических корпораций в мире — в качестве инвестора поможет «Роснефти» реализовать стратегически важный проект, сохранив над ним контроль (ChemChina достанется 40%). Сделка откроет для российской компании рынки Китая и стран АТР, которые являются основным потребителем нефтехимической продукции. А сложная конфигурация проекта ВНХК позволит оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. В итоге конечная продукция может экспортироваться с высоким уровнем добавленной стоимости. Благодаря сотрудничеству с ChemChina «Роснефть» получит качественно новые возможности для производства и маркетинга своей продукции во всех сегментах стоимостной цепочки вплоть до конечного потребителя.
В сентябре 2015 года в ходе визита Владимира Путина в Китай компании подписали Основные условия соглашения о сотрудничестве в области инвестиций в уставный капитал ChemChina Petrochemical Corporation (CCPC). В документе оговаривается возможность приобретения «Роснефтью» 30% акций CCPC, дочерней компании ChemChina, которая занимается производством нефтехимической продукции (установленная мощность первичной переработки — 25 млн тонн сырой нефти в год).
Стоит отметить, что «Роснефть» сыграла важную роль в развитии партнерства между ChemChina и итальянской компанией Pirrelli. Вхождение китайской химической корпорации в акционерный ка питал европейского производителя шин стало уникальным примером нового евразийского бизнес-мышления. То, что произошло, — это фактически масштабный вывод на крупнейшие рынки АТР современных европейских технологий шинного производства с использованием ресурсного потенциала России и финансовых возможностей Китая.
Органичным элементом сотрудничества с ChemChina являются и контракты на поставки сырья. В июне 2015 года в рамках экономического форума в Санкт-Петербурге компании заключили прямой контракт на поставку в КНР до 200 тысяч тонн нефти ВСТО ежемесячно. Договор был заключен сроком на год с возможностью дополнительного продления. И в рамках нынешнего визита Владимира Путина в Пекин был подписан очередной годовой контракт на поставку до 2,4 млн тонн нефти.
Стоит отметить, что Chem-China и Sinopec — не единственные китайские партнеры «Роснефти», планирующие реализовать с нашей компанией совместные проекты в области переработки. Еще в 2013 году было создано совместное предприятие «Роснефти» (доля — 49%) и Китайской национальной неф-тегазовой корпорации (доля — 51%), которое реализует проект по строительству Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в промышленной зоне Наньгань в КНР. Соглашение о сотрудничестве в вопросах строительства НПЗ было подписано 23 марта 2013 года в ходе поездки председателя КНР Си Цзиньпина в Москву — первого зарубежного визита китайского лидера.
Согласно этому документу Китайско-российская восточная нефтехимическая компания получила исключительные права на самостоятельный импорт сырой нефти для нужд НПЗ, а также беспрепятственный экспорт и продажу внутри КНР нефтепродуктов и продукции нефтехимии. Реализация этих прав позволит существенно увеличить финансово-экономическую эффективность проекта. Предполагаемая мощность завода по первичной переработке нефти — 16 млн тонн в год, а комплекса по производству ароматических углеводородов — 1,4 млн тонн в год по параксилолу, глубина переработки — более 95%.
В мае 2014 года был подписан график строительства комплекса. Сейчас активно идет финализация технико-экономического обоснования. Соглашение о строительстве Тяньцзиньского НПЗ позволит «Роснефти» увеличить поставки сырья в Китай на 9,1 млн тонн. Эти объемы будут поставляться для загрузки нефтеперерабатывающих мощностей завода. Кроме того, реализация проекта благодаря эксклюзивному праву на продажу произведенных на мощностях Тяньцзиньского комплекса нефтепродуктов и продукции нефтехимии укрепит позиции «Роснефти» на рынке АТР.
По мнению экспертов, строительство Тяньцзиньского комплекса, вхождение в акционерный капитал компании Essar Oil Limited, владеющей нефтеперерабатывающим заводом в городе Вадинар, вторым по мощности в Индии, и строительство комплекса Tuban в Индонезии — элементы долгосрочной стратегии «Роснефти», которая позволит создать уникальные синергии в азиатском регионе и даст импульс для стремительного развития трейдингового подразделения российской компании.
Сервис и судостроение
Еще раз подчеркнем: «Роснефть» сотрудничает с партнерами из КНР не только в переработке, но по всей технологической цепочке. И в этом смысле характерно, что в Пекине был подписан меморандум о стратегическом сотрудничестве в области нефтесервисных услуг с китайской Shandong Kerui Petroleum Equipment. Документ предусматривает реализацию совместного пилотного проекта на территории России. Сотрудничество с Kerui Petroleum позволит «Роснефти» оптимизировать затраты на нефтепромысловые услуги и приобретение соответствующего оборудования, а также улучшить производственные показатели собственного нефтесервиса. Kerui Petroleum считается одним из лидеров рынка (ее ключевые заказчики — такие компании, как PDVSA, Arabian American Oil Company, Shell, CNPC, Weatherford).
Надо сказать, что «Роснефть» сейчас активно использует потенциал китайского рынка буровой техники, в том числе привлекая китайцев к освоению континентального шельфа России. Именно буровая установка China Oilfield Services Limited (COSL) выполняет работы в рамках проекта по поисковому бурению на шельфе Охотского моря, который реализуется совместными предприятиями «Роснефти» и норвежской корпорации Statoil и считается одним из самых перспективных в современной нефтегазовой отрасли.
В сентябре 2015 года СП «Роснефть» и Statoil подписали договор с China Oilfield Services Limited (COSL) о выполнении работ по бурению двух поисковых скважин на участках Магадан-1 и Лисянский в акватории Охотского моря. Ключевыми параметрами трехсторонней сделки стали применение высокотехнологичных инновационных решений, безусловное соблюдение экологических требований и следование в фарватере санкционных ограничений (в частности, бурение на глубине менее 150 м). Эксперты отмечают, что привлечение к выполнению работ на шельфе партнеров из стран АТР соответствует стратегии развития «Роснефти», направленной на обеспечение максимально эффективной разведки и добычи углеводородов. Установка, изготовленная на верфях предприятия China Oilfield Services Limited (COSL), была доставлена в Охотское море, и 2 июня председатель правления «Роснефти» Игорь Сечин дал старт бурению на первом проекте по освоению российского шельфа, в котором участвуют китайские партнеры.
Китайские технологии используются «Роснефтью» и в сфере логистики. В прошлом году компания закрыла сделку по приобретению компании Prime Shipping — одного из лидеров российского рынка речных перевозок нефти и нефтепродуктов, обладающего самым молодым в стране речным флотом. В настоящее время деятельность Prime Shipping главным образом сосредоточена на транспортировке нефтепродуктов ОАО «НК «Роснефть» по внутренним водным путям Российской Федерации и прилегающим морям. В связи с возросшей потребностью в грузоперевозках с 2006 по 2012 год компания провела всестороннюю модернизацию и обновление флота. Для строительства новой серии судов были выбраны китайские судостроительные компании Hai Chuan и Kejin. В начале 2010 года Prime Shipping получила в КНР первое судно, в течение двух последующих лет было поставлено 11 танкеров-химовозов общим дедвейтом 79?438 тонн. Отмечается, что поставка судов от китайских производителей имеет низкую себестоимость при высокой скорости строительства.
Еще один важный момент: при поддержке «Роснефти» в Пекине был заключен контракт между китайской компанией CSOC (China Shipbuilding & Offshore International) и ОАО «ДВЗ «Звезда» на строительство и поставку транспортно-передаточного дока для верфи. Это грандиозное сооружение грузоподъемностью 40?000 тонн будет создано для строительства объектов морской техники на судоверфи.
СК «Звезда» будет поставлять суда для добычи углеводородов на российском шельфе
Китайские партнеры играют важную роль в реализации масштабного проекта по созданию судостроительного комплекса «Звезда» в городе Большой Камень на Дальнем Востоке. Суперсовременная российская верфь, на которой будут строиться платформы и морская техника для освоения континентального шельфа, создается на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта консорциумом АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк». Продукция, произведенная на верфи, будет способствовать освоению шельфовых месторождений, которые, по прогнозам аналитиков, обеспечат до 30% нефтедобычи к 2050 году и станут основой энергобезопасности России. Кроме того, создание верфи будет иметь значительный мультипликативный эффект для экономики Дальневосточного региона.
Пилотную загрузку СК «Звезда» обеспечивает именно «Роснефть», которая заключила эксклюзивное соглашение с ДЦСС о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях. И сейчас российская нефтяная компания закупает у партнеров из КНР уникальное оборудование, ранее не применявшееся на отечественных верфях. Так, ранее при поддержке «Роснефти» «Звезда» подписала контракт с компанией China Heavy Industry Corporation Nantong (CHIC), которая, в том числе, специализируется на производстве кранового оборудования для крупнейших судостроительных верфей мира.
Согласно контракту в течение 2016-2017 годов китайские партнеры обязуются поставить на строительную площадку судостроительного комплекса «Звезда» кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, а также четыре крана грузоподъемностью по 320 тонн и четыре крана грузоподъемностью по 100 тонн. Также был подписан контракт с китайской компанией Suzhou Dafang Special Vehicle Co. Ltd. на поставку пяти самоходных тяжелых транспортеров (два транспортера грузоподъемностью 650 тонн каждый, два 320-тонных и один 150-тонный транспортер). В целом следует признать, что компании из КНР входят в число лидеров отрасли и партнерство с ними будет способствовать решению задачи по созданию одной из ведущих судоверфей в мире.
Энергодиалог становится фундаментом для сближения Москвы и Пекина. С учетом взаимного товарооборота по уже заключенным контрактам суммарный объем сотрудничества «Роснефти» с китайскими парт-нерами до 2035 года составит более 500 млрд долларов. Благодаря интегральному подходу Россия укрепляет свои позиции на рынке АТР. И неудивительно, что многие эксперты приходят к выводу, что евразийский проект, который задумывался как реинтеграция постсоветского пространства, вполне может стать основой для новой азиатской архитектуры. Неслучайно в Восточной и Южной Азии все чаще говорят о том, что подлинная евразийская интеграция не должна ограничиваться военно-политическим и экономическим альянсом бывших советских республик.