
Чубайс в Израиле, но дело его живет. «У нас будет предложение по «большой приватизации», — сказал на коллегии Росимущества министр финансов Антон Силуанов. Размещенные на вкладах россиян 55 трлн рублей предлагает привлечь для покупки акций крупных компаний в рамках новой «большой приватизации» глава РСПП Александр Шохин. Правда, «Волги» за ваучер пока никто не обещает:
Георгий Бовт, публицист
— Обсуждаются планы приватизации всего лишь в сотни миллиардов рублей, тогда как сумма вкладов россиян превышает 50 трлн. На эти деньги можно скупить всю госсобственность несколько раз. Но едва ли эти деньги попадут на фондовый рынок. Как именно пройдет приватизация в 2025 году, вам сейчас никто не скажет. А у покупателей гос-активов нет гарантий, что в какой-то момент купленное не отнимут.
Анатолий Вассерман, политический консультант
— Надеюсь, в правительстве остались здравомыслящие люди. Приватизация прямо сейчас бессмысленна: опыт показал, что государственными и частными большими предприятиями руководят не владельцы, а наемные менеджеры. А нанимать менеджеров государство может с тем же успехом, что и частники. Нынешние же призывы к «большой приватизации» — это призывы к изъятию у государства высокодоходной собственности. Хотя пополнять бюджет надежнее иначе: не выбрасывать бюджетные деньги в стабфонды, в том числе ФНБ. Вынимая деньги из бюджета, Минфин тут же берет кредиты у банков на пополнение этого бюджета, а на выплату процентов уходят триллионы. И о заморозке вкладов. Ее можно проделать два раза: первый и последний. Когда народ перестает вам верить, вклады истощаются, что приводит к катастрофе. Последняя заморозка обернулась разрушением государства.
Игорь Николаев, главный научный сотрудник Института экономики РАН
— Когда страна от плановой экономики перешла к частной, случилась большая приватизация. А сейчас может быть приватизация только частичная. Доля основных фондов в госсобственности составляет около 15%, тут и стратегические активы, та же оборонка, которые не будут приватизированы. О чем же говорит Шохин? О том, что есть огромные деньги, которые неплохо бы направить на покупку активов. Но в реальности эти деньги останутся на счетах даже при снижении ставки. Большинство наших вкладчиков консервативны. И помнят историю с ваучерами, для них слово «приватизация» где-то рядом со словом «жульничество».
Дмитрий Абзалов, глава Центра стратегических коммуникаций
— Напомню: приватизация в нашей экономике — ежегодный и рутинный процесс. Речи о том, чтобы распродавать все подряд, нет. В минувшем году государство изъяло активов на 358 млрд рублей, их и собираются продавать. Правда, до завершения конфликта на Украине это выглядит странно. Но у нас предполагают программу приватизации с расчетом на некоторую нормализацию.
Никита Масленников, экономист
— Тема модная. Доля госсектора в России выше 50% — это много. И эффективность многих гос-компаний вызывает вопросы: Объединенная авиастроительная, Объединенная судостроительная и так далее. Разбавление госсектора частными деньгами было бы полезно. Но что именно государство готово продавать в рамках «большой приватизации»? Важен и способ приватизации. Вероятно, победит гибридный путь: одни активы государство продаст стратегическим инвесторам, а другие — на фондовый рынок. Понадобятся четкие правила, гарантии для бизнеса. И последнее (а для многих это самое важное). Кто-то видит в заявлении Шохина намек на то, будто вклады граждан заморозят. Это ерунда: заморозить вклады — значит остановить кредитование и пустить экономику под откос.