Российская компания играет ключевую роль в экономическом сотрудничестве Москвы и Пекина
Президент Владимир Путин побывал с визитом в Пекине. В поездке главу государства сопровождали представители крупнейших российских корпораций, которые в последние годы наполняют реальным содержанием российско-китайские отношения. По результатам визита, в ходе которого были подписаны крупные сделки, можно сделать вывод, что поворот на Восток — это уже не показательное выступление, рассчитанное на то, чтобы поднять ставки в игре с Западом. Это продуманная, взвешенная, давно назревшая стратегия.
Накануне визита Владимир Путин дал интервью китайскому информационному агентству «Синьхуа», в котором назвал факт взаимодействия России и Китая на международной арене «фактором стабильности в мировых делах» и высказался в поддержку идеи председателя КНР Си Цзиньпина по развитию «экономического пояса Шелкового пути». «Мы работаем вместе и над космическими программами, и в сфере авиации, продолжаем очень крупные, масштабные проекты в сфере энергетики, в том числе в атомной энергетике», — отметил Путин.
Крупные инвестиционные проекты по развитию энергетической и транспортной инфраструктуры позволят Москве претендовать на особое место в АТР. Именно этот регион, согласно прогнозам экспертов, будет играть решающую роль при формировании новой системы мироустройства.
До последнего времени в США и Западной Европе скептически оценивали возможности российской политики на восточном направлении. Однако следует понимать, что Восток для России не ограничивается Китаем. Это и Япония, и Индия, и страны АСЕАН. Все эти игроки с большим интересом относятся к масштабным проектам, которые Москва планирует осуществить в Азии. И все без исключения в той или иной степени готовы принимать в них участие. Фактически речь идет о совместном участии в создании «экономического хребта» Евразии: строительстве сети трубопроводов, модернизации Транссиба и БАМа, развитии трансконтинентальных торговых путей (в том числе и Северного морского пути).
Пожалуй, за последние десятилетия Россия еще ни разу не выступала с такими амбициозными предложениями. Восточный проект по масштабу можно сравнить разве что с планами «альтернативной интеграции» с Западной Европой, которые разрабатывались в начале нулевых.
Ведущие российские игроки активно ведут экспансию на азиатском рынке и в первую очередь усиливают свои позиции в КНР. Владимир Путин отметил большой портфель заказов у компании «Росатом» (в том числе два блока на Тяньваньской атомной электростанции), привлечение китайских инвесторов к важным энергетическим проектам (Китай является крупным акционером в одном из значимых российских проектов «Ямал СПГ», приобрел 10% в химическом холдинге «Сибур»). Однако ключевая роль в подготовке и реализации восточного проекта, безусловно, принадлежит компании «Роснефть».
«Роснефть» — мировой лидер по объемам долгосрочных контрактов на поставку нефти в Китай. Компания заключила целый ряд беспрецедентных соглашений, обеспечивающих энергетическую безопасность второй экономики мира. Первый крупный контракт на поставку нефти с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией был заключен в феврале 2009 года. Он предполагал поставку нефти в Китай по схеме 9 + 6 млн тонн в период с 2011 по 2030 год. Реализация условий подписанного соглашения позволила «Роснефти» продемонстрировать высокий уровень профессионализма, обеспечив бесперебойность поставок значительных объемов высококачественной нефти.
Подписание «Роснефтью» в 2013 году долгосрочного контракта с крупнейшим нефтяным гигантом Китая — CNPC — стало, по мнению большинства экспертов, настоящим прорывом на восточном направлении. Исторический 25-летний контракт на поставку 325 млн тонн нефти специалисты назвали сделкой века.
«Заключив первый крупный многомиллиардный контракт с Китаем о поставках сырья, — отмечает научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Исаев, — «Роснефть», безусловно, стала первопроходцем на этом направлении». Китайская сторона получила гарантированный объем энергоносителей для нужд своей бурно растущей экономики, а «Роснефть» смогла завоевать значительную долю одного из самых премиальных мировых рынков.
За последние 10 лет ежегодные поставки нефти и нефтепродуктов из России в Китай увеличились в 20 раз, до 36 млн тонн, с потенциалом роста до 50 млн тонн к 2020 году. Причем три четверти объема сегодняшних поставок, или 28 млн тонн, приходится на «Роснефть». В период с 2005 по апрель 2016 года российская компания поставила в Китай 167,1 млн тонн сырой нефти на сумму более 88,8 млрд долларов США, увеличив поставки с 5,1 до 28 млн тонн (рост почти в 5,5 раза). А к 2038 году компания рассчитывает обеспечить суммарные поставки нефти и нефтепродуктов в Китай в размере свыше 800 млн тонн.
Аналитики рынка сходятся во мнении, что «Роснефть» укрепляет свои позиции на региональном рынке за счет привлечения новых клиентов и освоения экспортных маршрутов черного золота. «Мы продолжаем работу по усилению своего присутствия на китайском рынке, — говорится в письменном интервью главы «Роснефти» Игоря Сечина агентству Bloomberg. — Мы стремимся расширить пул клиентов: успешно проведены тестовые поставки железнодорожным транспортом в адрес клиентов из КНР, в том числе операторов малых НПЗ».
В агентстве Bloomberg отмечают, что за весенний период этого года России удалось потеснить Саудовскую Аравию на азиатском рынке как благодаря долгосрочному контракту «Роснефти» с China National Petroleum Corp., так и с помощью увеличившегося на 34% экспорта нефти (до 5,25 млн тонн) и спотовым поставкам независимым НПЗ, которые с лета 2015 года стабильно обеспечивают основной прирост потребления нефти в КНР. По оценкам китайской консалтинговой компании SIA Energy, в настоящее время Россия обеспечивает примерно пятую часть от общего импорта этой новой категории покупателей сырья. «Мы прогнозировали обострение борьбы за потребителя на ключевых рынках, в том числе Китая, — отметил Сечин. — «Роснефть» намерена следовать комплексной стратегии в работе с китайскими партнерами. Мы адаптируем ее к рыночной волатильности, что позволяет нам успешно конкурировать с другими игроками региона, в том числе с Саудовской Аравией».
В Азиатско-Тихоокеанском регионе наблюдается сейчас быстрый рост населения, национальных экономик, а следовательно, увеличивается и емкость рынков. По прогнозам специалистов, рост потребления нефти в АТР в 2015-2030 годах составит 34%. При этом эксперты убеждены, что в ближайшее время рынок стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), будет обеспечен преимущественно российской нефтью. А это значит, что в регионе появится целая сеть трубопроводов, по которым углеводороды с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока будут поставляться в Азию. По словам президента Фонда востоковедческих исследований Сергея Лузянина, «с содержательной и имиджевой сторон для ШОС нужны знаковые, прорывные проекты. Без них эта организация не сможет стать по-хорошему дерзкой, амбициозной и эффективной».
Следует отметить, что российские компании не рассматривают страны АТР в качестве замены западным партнерам. Восточноазиатский рынок — это, скорее, возможность расширить, диверсифицировать направления экспортных поставок. Работают же в Азии Exxon, Chevron, BP. И никому в голову не приходит говорить, что они отвернулись от Запада.
Россия, безусловно, заинтересована в том, чтобы привлечь страны АТР к масштабным инфраструктурным и энергетическим проектам, которые она планирует осуществить на своей азиатской территории, в первую очередь к ускоренному развитию Дальнего Востока. В принципе в приглашении иностранных партнеров в отдельные проекты нет ничего нового. Революционным является предложение главы «Роснефти» Игоря Сечина о формировании в этой стратегии интегрального подхода. «Мы готовы рассмотреть совместную инвестиционную работу по всей технологической цепочке — в добыче, в инфраструктуре, переработке и транспортировке углеводородов», — заявлял он на различных азиатских форумах.
Фактически речь идет о том, чтобы страны АТР не только покупали углеводороды, но и совместно с «Роснефтью» осваивали труднодоступные месторождения Восточной Сибири и континентального шельфа, вкладывали средства в переориентацию российской инфраструктуры на Восток, строительство заводов по переработке нефти и газа и развитие транспортных коридоров, прежде всего Северного морского пути.
Компании из КНР давно уже присматриваются к восточносибирским гринфилдам — новым перспективным месторождениям, разработка которых позволила бы обеспечить энергетическую безопасность Поднебесной. В ходе визита Путина в Пекин «Роснефть» договорилась об основных условиях сделки с китайской группой Beijing Gas, которая предусматривает продажу партнерам 20% акций предприятия «Верхнечонскнефтегаз». Инвестиционные аналитики высоко оценивают продажу долей в восточносибирских проектах: ведь «Роснефть» разделяет риски с партнерами, что позволяет ей минимизировать собственные затраты, одновременно повысив экономическую устойчивость проектов. Получая средства на развитие гринфилдов от иностранных компаний, «Роснефть» снижает свою долговую нагрузку, и это становится важной частью ее инвестиционного профиля. Потенциальная сделка с Beijing Gas важна еще и потому, что эта компания является одним из главных дистрибьюторов природного газа в Китае и сотрудничество с ней открывает для «Роснефти» новые перспективы на рынке АТР.
Стоит напомнить, что первой компанией из Поднебесной, получившей возможность участвовать в российской нефтедобыче, стала Sinopec, которая еще в 2006 году создала совместное предприятие с «Роснефтью» — «Удмуртнефть» (таким образом была заложена основа энергетического диалога России и Китая). Уже на следующий год — после 20 лет снижения — этой компании удалось нарастить добычу и выйти на уровень 6,4 млн тонн. Сейчас это крупнейший производитель углеводородов в Удмуртской Республике.
Кроме того, «Роснефть» и Sinopec совместно реализуют проект «Сахалин-3». Создано совместное предприятие, которое открыло уже два месторождения — Северо-Венинское и Ново-Венинское. Все лицензионные обязательства выполнены в полном объеме и в срок, компании готовятся к бурению.
Sinopec также планирует принять участие в разработке наиболее перспективных гринфилдов Восточной Сибири в портфеле «Роснефти»: Юрубчено-Тохомского и Русского месторождений. Соглашение об основных условиях реализации этого проекта было подписано в ходе предыдущего визита Владимира Путина в Китай в сентябре 2015 года. Этот документ предусматривает возможное приобретение Sinopec до 49% в «Восточно-Сибирской нефтегазовой компании» (ВСНК) и «Тюменнефтегазе», владеющих лицензиями на освоение и разработку названных месторождений.
Стоит отметить, что эксперты считают данные активы крайне перспективными. Русское месторождение, например, классифицируется как уникальное. В то же время активы расположены в труднодоступных регионах и имеют сложную геологию. Объединение усилий с китайскими партнерами позволит «Роснефти» привлечь финансирование и технологии для реализации масштабного проекта.
Однако партнерство «Роснефти» и китайских компаний не ограничивается добычными активами. В ходе нынешнего визита Владимира Путина в Пекин с Sinopec было подписано рамочное соглашение о возможном участии в проекте по строительству и эксплуатации газоперерабатывающего и нефтегазохимического комплекса в восточносибирском административном центре Богучаны. По этому соглашению компании уже в следующем году должны создать совместное предприятие, которое удовлетворит растущий спрос на полиэтилен и полипропилен в России и Китае. Годовая мощность комплекса в Богучанах составит 5 млрд кубометров сырого природного газа с выпуском до 3 млн тонн высокотехнологичных полимеров и нефтехимической продукции. Ресурсной базой проекта станут нефтегазовые месторождения Юрубчено-Тохомского кластера.
Кроме того, «Роснефть» подписала с ChemСhina соглашение об основных условиях сотрудничества по проекту Восточной нефтехимической компании (ВНХК). Проект предусматривает создание в Дальневосточном федеральном округе уникального технологического кластера, который позволит производить передовую продукцию нефтехимии, предназначенную в том числе для рынков АТР. Стороны договорились провести совместный экономический анализ с целью уточнения рыночных ниш для продукции ВНХК (меморандум о взаимопонимании по этому вопросу был подписан в сентябре прошлого года). Привлечение ChemChina — одной из крупнейших химических корпораций в мире — в качестве инвестора поможет «Роснефти» реализовать стратегически важный проект, сохранив над ним контроль (ChemChina достанется 40%). Сделка откроет для российской компании рынки Китая и стран АТР, которые являются основным потребителем нефтехимической продукции. А сложная конфигурация проекта ВНХК позволит оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. В итоге конечная продукция может экспортироваться с высоким уровнем добавленной стоимости. Благодаря сотрудничеству с ChemChina «Роснефть» получит качественно новые возможности для производства и маркетинга своей продукции во всех сегментах стоимостной цепочки вплоть до конечного потребителя.
В сентябре 2015 года в ходе визита Владимира Путина в Китай компании подписали Основные условия соглашения о сотрудничестве в области инвестиций в уставный капитал ChemChina Petrochemical Corporation (CCPC). В документе оговаривается возможность приобретения «Роснефтью» 30% акций CCPC, дочерней компании ChemChina, которая занимается производством нефтехимической продукции (установленная мощность первичной переработки — 25 млн тонн сырой нефти в год).
Стоит отметить, что «Роснефть» сыграла важную роль в развитии партнерства между ChemChina и итальянской компанией Pirrelli. Вхождение китайской химической корпорации в акционерный ка питал европейского производителя шин стало уникальным примером нового евразийского бизнес-мышления. То, что произошло, — это фактически масштабный вывод на крупнейшие рынки АТР современных европейских технологий шинного производства с использованием ресурсного потенциала России и финансовых возможностей Китая.
Органичным элементом сотрудничества с ChemChina являются и контракты на поставки сырья. В июне 2015 года в рамках экономического форума в Санкт-Петербурге компании заключили прямой контракт на поставку в КНР до 200 тысяч тонн нефти ВСТО ежемесячно. Договор был заключен сроком на год с возможностью дополнительного продления. И в рамках нынешнего визита Владимира Путина в Пекин был подписан очередной годовой контракт на поставку до 2,4 млн тонн нефти.
Стоит отметить, что Chem-China и Sinopec — не единственные китайские партнеры «Роснефти», планирующие реализовать с нашей компанией совместные проекты в области переработки. Еще в 2013 году было создано совместное предприятие «Роснефти» (доля — 49%) и Китайской национальной неф-тегазовой корпорации (доля — 51%), которое реализует проект по строительству Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в промышленной зоне Наньгань в КНР. Соглашение о сотрудничестве в вопросах строительства НПЗ было подписано 23 марта 2013 года в ходе поездки председателя КНР Си Цзиньпина в Москву — первого зарубежного визита китайского лидера.
Согласно этому документу Китайско-российская восточная нефтехимическая компания получила исключительные права на самостоятельный импорт сырой нефти для нужд НПЗ, а также беспрепятственный экспорт и продажу внутри КНР нефтепродуктов и продукции нефтехимии. Реализация этих прав позволит существенно увеличить финансово-экономическую эффективность проекта. Предполагаемая мощность завода по первичной переработке нефти — 16 млн тонн в год, а комплекса по производству ароматических углеводородов — 1,4 млн тонн в год по параксилолу, глубина переработки — более 95%.
В мае 2014 года был подписан график строительства комплекса. Сейчас активно идет финализация технико-экономического обоснования. Соглашение о строительстве Тяньцзиньского НПЗ позволит «Роснефти» увеличить поставки сырья в Китай на 9,1 млн тонн. Эти объемы будут поставляться для загрузки нефтеперерабатывающих мощностей завода. Кроме того, реализация проекта благодаря эксклюзивному праву на продажу произведенных на мощностях Тяньцзиньского комплекса нефтепродуктов и продукции нефтехимии укрепит позиции «Роснефти» на рынке АТР.
По мнению экспертов, строительство Тяньцзиньского комплекса, вхождение в акционерный капитал компании Essar Oil Limited, владеющей нефтеперерабатывающим заводом в городе Вадинар, вторым по мощности в Индии, и строительство комплекса Tuban в Индонезии — элементы долгосрочной стратегии «Роснефти», которая позволит создать уникальные синергии в азиатском регионе и даст импульс для стремительного развития трейдингового подразделения российской компании.
Еще раз подчеркнем: «Роснефть» сотрудничает с партнерами из КНР не только в переработке, но по всей технологической цепочке. И в этом смысле характерно, что в Пекине был подписан меморандум о стратегическом сотрудничестве в области нефтесервисных услуг с китайской Shandong Kerui Petroleum Equipment. Документ предусматривает реализацию совместного пилотного проекта на территории России. Сотрудничество с Kerui Petroleum позволит «Роснефти» оптимизировать затраты на нефтепромысловые услуги и приобретение соответствующего оборудования, а также улучшить производственные показатели собственного нефтесервиса. Kerui Petroleum считается одним из лидеров рынка (ее ключевые заказчики — такие компании, как PDVSA, Arabian American Oil Company, Shell, CNPC, Weatherford).
Надо сказать, что «Роснефть» сейчас активно использует потенциал китайского рынка буровой техники, в том числе привлекая китайцев к освоению континентального шельфа России. Именно буровая установка China Oilfield Services Limited (COSL) выполняет работы в рамках проекта по поисковому бурению на шельфе Охотского моря, который реализуется совместными предприятиями «Роснефти» и норвежской корпорации Statoil и считается одним из самых перспективных в современной нефтегазовой отрасли.
В сентябре 2015 года СП «Роснефть» и Statoil подписали договор с China Oilfield Services Limited (COSL) о выполнении работ по бурению двух поисковых скважин на участках Магадан-1 и Лисянский в акватории Охотского моря. Ключевыми параметрами трехсторонней сделки стали применение высокотехнологичных инновационных решений, безусловное соблюдение экологических требований и следование в фарватере санкционных ограничений (в частности, бурение на глубине менее 150 м). Эксперты отмечают, что привлечение к выполнению работ на шельфе партнеров из стран АТР соответствует стратегии развития «Роснефти», направленной на обеспечение максимально эффективной разведки и добычи углеводородов. Установка, изготовленная на верфях предприятия China Oilfield Services Limited (COSL), была доставлена в Охотское море, и 2 июня председатель правления «Роснефти» Игорь Сечин дал старт бурению на первом проекте по освоению российского шельфа, в котором участвуют китайские партнеры.
Китайские технологии используются «Роснефтью» и в сфере логистики. В прошлом году компания закрыла сделку по приобретению компании Prime Shipping — одного из лидеров российского рынка речных перевозок нефти и нефтепродуктов, обладающего самым молодым в стране речным флотом. В настоящее время деятельность Prime Shipping главным образом сосредоточена на транспортировке нефтепродуктов ОАО «НК «Роснефть» по внутренним водным путям Российской Федерации и прилегающим морям. В связи с возросшей потребностью в грузоперевозках с 2006 по 2012 год компания провела всестороннюю модернизацию и обновление флота. Для строительства новой серии судов были выбраны китайские судостроительные компании Hai Chuan и Kejin. В начале 2010 года Prime Shipping получила в КНР первое судно, в течение двух последующих лет было поставлено 11 танкеров-химовозов общим дедвейтом 79?438 тонн. Отмечается, что поставка судов от китайских производителей имеет низкую себестоимость при высокой скорости строительства.
Еще один важный момент: при поддержке «Роснефти» в Пекине был заключен контракт между китайской компанией CSOC (China Shipbuilding & Offshore International) и ОАО «ДВЗ «Звезда» на строительство и поставку транспортно-передаточного дока для верфи. Это грандиозное сооружение грузоподъемностью 40?000 тонн будет создано для строительства объектов морской техники на судоверфи.
Китайские партнеры играют важную роль в реализации масштабного проекта по созданию судостроительного комплекса «Звезда» в городе Большой Камень на Дальнем Востоке. Суперсовременная российская верфь, на которой будут строиться платформы и морская техника для освоения континентального шельфа, создается на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта консорциумом АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк». Продукция, произведенная на верфи, будет способствовать освоению шельфовых месторождений, которые, по прогнозам аналитиков, обеспечат до 30% нефтедобычи к 2050 году и станут основой энергобезопасности России. Кроме того, создание верфи будет иметь значительный мультипликативный эффект для экономики Дальневосточного региона.
Пилотную загрузку СК «Звезда» обеспечивает именно «Роснефть», которая заключила эксклюзивное соглашение с ДЦСС о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях. И сейчас российская нефтяная компания закупает у партнеров из КНР уникальное оборудование, ранее не применявшееся на отечественных верфях. Так, ранее при поддержке «Роснефти» «Звезда» подписала контракт с компанией China Heavy Industry Corporation Nantong (CHIC), которая, в том числе, специализируется на производстве кранового оборудования для крупнейших судостроительных верфей мира.
Согласно контракту в течение 2016-2017 годов китайские партнеры обязуются поставить на строительную площадку судостроительного комплекса «Звезда» кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, а также четыре крана грузоподъемностью по 320 тонн и четыре крана грузоподъемностью по 100 тонн. Также был подписан контракт с китайской компанией Suzhou Dafang Special Vehicle Co. Ltd. на поставку пяти самоходных тяжелых транспортеров (два транспортера грузоподъемностью 650 тонн каждый, два 320-тонных и один 150-тонный транспортер). В целом следует признать, что компании из КНР входят в число лидеров отрасли и партнерство с ними будет способствовать решению задачи по созданию одной из ведущих судоверфей в мире.
Энергодиалог становится фундаментом для сближения Москвы и Пекина. С учетом взаимного товарооборота по уже заключенным контрактам суммарный объем сотрудничества «Роснефти» с китайскими парт-нерами до 2035 года составит более 500 млрд долларов. Благодаря интегральному подходу Россия укрепляет свои позиции на рынке АТР. И неудивительно, что многие эксперты приходят к выводу, что евразийский проект, который задумывался как реинтеграция постсоветского пространства, вполне может стать основой для новой азиатской архитектуры. Неслучайно в Восточной и Южной Азии все чаще говорят о том, что подлинная евразийская интеграция не должна ограничиваться военно-политическим и экономическим альянсом бывших советских республик.