Главная Культура 06:01 31 Июля 2013 4552
Слава богу, что в моей жизни случился «Бумер»...

Актер Андрей Мерзликин – о культовом фильме, вышедшем на экраны 10 лет назад

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Исполняется 10 лет со дня выхода на экраны фильма «Бумер» – одного из первых российских кинопроектов, окупившихся в прокате. Фильм, ставший по выходе поистине культовым, подарил стране плеяду молодых актеров, в том числе популярнейшего сегодня Андрея Мерзликина, на счету которого яркие роли в фильмах «Штрафбат», «Курсанты», «Брестская крепость», «Чкалов», «Борис Годунов»…

Но «Бумер» в этом ряду престижном ряду – первый.

Андрей, будете устраивать торжества по случаю пусть скромного, но все же юбилея картины?

– Обязательно будем собираться нашей командой, скорее всего, в сентябре, когда люди вернутся из отпусков. К сожалению, часть нашей группы не дожила до премьеры, погибла в Кармадонском ущелье. Это повод помянуть наших товарищей. И повод вспомнить, в каких неимоверных трудах и счастливом совпадении обстоятельств родилась наша картина. Иначе как чудом ее появление на свет я назвать не могу. Оно не должно было произойти с нами, мальчишками, студентами ВГИКа, вляпавшимися в немыслимую по нынешним временам авантюру. А оно хлоп – и случилось. Богатые дядьки дали нам ровно столько денег, сколько требуется на производство клипа. А мы нацелились на большое кино. «Снимете?» – «Снимем!» Врать так врать – главное, чтобы фильм запустили. Деньги, разумеется, скоро кончились. Дядьки посмотрели отснятый материал и… дали денег еще.

Никто толком не понимал, что у нас получилось, пока не состоялся показ фильма на «Кинотавре» – но не в конкурсе, а в рамках кинорынка. Там произошел взрыв эмоций. Показали второй раз, большое жюри побежало туда. Михалков тут же взял картину на Московский кинофестиваль. Гала-премьера состоялась в полночь в кинотеатре «Пушкинский». Огромный зал смотрел, затаив дыхание, в первый раз смотрел фильм и я. Сидел, по несчастью, недалеко от двери. Никогда не забуду это чувство: загорается свет, две тысячи людей выходят из зала и внимательно смотрят на тебя. А ты, оказывается, бандит, да еще и пацанов кинул. Я несколько лет пожинал плоды этой непростой коллизии.

– Серьезно?

– Еще как серьезно. Это я сейчас как байку веселую вам рассказываю, а тогда было порой не до смеха. Помню, в Абакане после спектакля я добирался пешком до гостиницы, и вот в черное время суток мне заблокировали дорогу ребята на черных машинах. Было ясное осознание, что это финал жизни. Сначала будут грабить, думал я. Придется защищаться. Потом будут бить, потом убивать, завтра появится некролог в газете. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что ребята пришли не грабить, а разобраться с чуваком, который своих пацанов кинул. Пришлось долго в кромешной темноте объяснять, что «Бумер» – не документальное кино. Что это вымысел, фантазия. Удалось как-то убедить, что я еще нужен своей семье и нашему кино.

– С тех пор вы переиграли много разных ролей, стали широко известны. Сегодня часто отказываетесь от неинтересных вам предложений?

– Поймите, в нашей жизни нет такой ситуации, что мы сидим, нам предлагают, а мы, лениво ковыряясь в ворохе предложений, выбираем. Чаще всего ситуация выглядит ровно наоборот: «Господи, ну когда же мне позвонят? Потому что я уже полгода или даже год сижу без работы, меня напрочь забыли!» Поэтому радуешься любому звонку и рассматриваешь его как последнее предложение в жизни. И пытаешься уцепиться за него, не раздумывая долго, кино это или сериал. Если сериал, то и слава богу, что сериал. Значит, съемочных дней будет больше, говорю я себе. И стараюсь так сыграть, как будто это не телевизионный продукт, а фильм в постановке Спилберга. Тогда появляется надежда, что в следующий раз опять пригласят – в сериал ли, в кино ли, не важно.

Слава богу, что в моей жизни случился «Бумер» – он дал мне известность. Но работу и заработок дал 16‑серийный телефильм «Вокзал» в постановке Андрея Кавуна. А продюсером этого сериала был Валерий Тодоровский, который и стал моим крестным отцом в кино. «Давайте дадим шанс этому парню», – сказал он. И уже 10 лет я творчески связан с его кинокомпанией. Сыграл в сериале «Курсанты», который номинировался на премию «Эмми», снялся в моем любимом фильме «Качели». Так и чередуются большое кино и сериалы в моей жизни. Если на столе у меня лежит два сценария – выбираю лучший. Если на горизонте появляется третий сценарий, благодарю Бога и выбираю опять-таки лучший. Но параллельно в двух проектах не снимаюсь – это мое незыблемое правило.

– Тем не менее интернет подсказывает, что каждый год у вас бывает по пять-шесть ролей.

– Не верьте интернету, поверьте моим честным глазам. Я часто снимаюсь в короткометражках у студентов, в эпизодических ролях у друзей, а это иногда всего один съемочный день. А больших ролей бывает от силы две в год. Сейчас вот жду выхода на экран двух серьезных работ. У Александра Велединского, который нынче празднует на фестивалях успех фильма «Географ глобус пропил», снялся в сериале «Ладога – дорога жизни». Это военная драма, фильм о блокаде Ленинграда. Играю вместе с Ксенией Раппопорт и Алексеем Серебряковым. А у Олега Погодина вместе с Машей Мироновой и Сергеем Пускепалисом снялся в детективном сериале «Особые полномочия». И в том и в другом телефильме у меня большие интересные роли. Я открываюсь в них, как мне кажется, с новой стороны.

– А что впереди?

– Недавно меня утвердили на роль Шатова в телефильме «Бесы» по роману Достоевского. Экранизацию будет делать Владимир Хотиненко. В съемочной группе были уверены, что мне под 30, а я так растерялся, что… промолчал. Теперь не знаю, как к этому относиться. Наверное, это здорово – женщине в 40 лет сыграть Джульетту, а мне в мои тоже 40 – вечного студента Шатова.

– Вопрос, возможно, наивный, но все же: в Голливуде свои силы попробовать не хотите?

 Насчет Голливуда не надо строить иллюзий. Мы там не нужны. Не только русские, но и чехи, поляки, немцы – да кто угодно. Можно жизнь положить на завоевание Голливуда, как Володя Машков, но где, по большому счету, те результаты, которые бы оправдывали эти жертвы?

А кроме того, я абсолютно и, скажу так, моногамно влюблен в наше советское кино, в нашу актерскую школу. Сколько бы я ни смотрел фильмы с участием Папанова, Леонова, Евстигнеева, Буркова, они для меня были и будут эталонами мастерства. Я живу фильмами этих актеров, я на них учусь и опираюсь. И не устаю восхищаться непревзойденным уровнем нашего кино той поры. Это была художественная мощь, это был масштаб мышления. Сегодня мы только робко стучимся в ту дверь, где мастера советского кино были не квартирантами, а полноправными хозяевами. Нынешняя молодежь не любит вспоминать об этом. Мол, кроме Тарковского, не было никого и ничего, да и то, дескать, он творил на Западе. Но я же читаю книги Стивена Спилберга, Вернера Херцога, Стенли Кубрика, на которых мы сегодня молимся. А они в один голос говорят: мы выросли на великих русских – на Эйзенштейне, Кулешове, Пудовкине, Довженко… Давайте и мы не будем забывать об этом.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9480
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7178
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?