Средний доход работников в стране достиг максимума с начала этого года - 18 900 рублей, по предварительным данным Росстата. За июнь зарплата стала больше на 5%. Этот рост касается только работников крупных предприятий, отмечают эксперты.
Сходный уровень зарплат в России наблюдался по итогам последних трех месяцев прошлого года. "Рост может быть связан, во-первых, с тем, что в мае было меньше рабочих дней. Это актуально для тех, кто работает сдельно, - размышляет Наталья Долженкова, коммерческий директор международного рекрутингового агентства Kelly Services. - Во-вторых, компании, которые забюджетировали повышение зарплаты, делают это обычно в июне, после того как становятся понятны финансовые результаты первого квартала". В марте-апреле этого года 31% компаний планировали повысить зарплату сотрудникам, по данным Kelly Services. Кроме того, в выборку Росстата в первую очередь попадают крупные и средние предприятия, у которых зачастую есть обязательства перед региональными властями или профсоюзами.
Сами рекрутеры не отмечают резкого падения или роста зарплат на их рынках в июне. "Работодатели считали, что смогут из-за кризиса снижать зарплату, но на деле работники, если их не устраивает заработок, продолжают искать работу и не соглашаются на понижение", - отмечает Ильгиз Валинуров, генеральный директор кадрового агентства Business Connection. В меньшей степени это характерно для линейных позиций, в большей - для топов. Например, недавно в агентстве нашли для клиента операционного директора на 300 000 рублей и директора по маркетингу на 200 000 рублей. "Это уровень докризисных зарплат", - говорит Ильгиз Валинуров.
Некоторые эксперты вообще ставят под сомнение достоверность прогноза. "На данные Росстата опираться не стоит. Это всего лишь прогнозная информация, точность которой невелика. Например, на май прогноз был 18 190 рублей, а оказался 18 007 рублей. Нужно дождаться точных данных", - говорит Владимир Гимпельсон, директор центра трудовых исследований Высшей школы экономики. Кроме того, ежемесячные обзоры Росстата менее точны по сравнению с квартальными, поскольку используют меньшую выборку предприятий, отмечает Наталья Зубаревич, директор региональных программ Независимого института социальной политики.