
Первоапрельская шутка оказалась приятным сюрпризом для российских губернаторов: указом главы государства им объявили о прибавке зарплаты и премий — но не сейчас, а с будущего января.
«Установить высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации денежное вознаграждение, включающее в себя ежемесячное денежное вознаграждение, ежемесячное денежное поощрение и ежеквартальное денежное поощрение, в размере, предусмотренном для заместителя председателя правительства Российской Федерации», — цитирую документ. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков разъяснил, что решение о повышении окладов губернаторов связано с их статусом как «высших должностных лиц, назначаемых президентом».
Реальные размеры будущих губернаторских зарплат не указаны, зато соцсети отыскали: доходы глав регионов вырастут в разы — с 150-200 тысяч рублей до 1,2-1,3 млн рублей в месяц. Причем деньги предполагается брать не из региональных бюджетов, а из федеральной казны.
Тем временем московские СМИ проинформировали, что стоимость элитного жилья в столице впервые превысила 2 млн рублей за квадратный метр. Число предлагаемых супердорогих квартир в новостройках (от 1 млрд рублей и выше) выросло почти вдвое — с 84 до 129, а стоимость самых дорогих уже доходит до 5 млрд рублей. То есть даже для будущих губернаторских зарплат дороговато. И эксперты по жилищной недвижимости уже подсчитали, что при реальном спросе на такие хоромы на уровне 10-12 продаж в год существующее предложение удастся реализовать не раньше чем за 10 лет.
Зато в стране быстро растут покупки премиальных автомобилей — свыше 12 тысяч ежемесячно. В отличие от прошлых лет, около 80% от общего количества таких продаж пришлись на китайские марки, начиная от Aito M9 (10 млн 95 тысяч рублей) и заканчивая GAC Aion Hyper SSR (25 млн рублей), который его создатели называют самым быстрым электромобилем в мире. Хотя в России для этого суперкара практически нет подходящих автобанов, потому как до 100 км в час он способен разгоняться за 1,9 секунды.
Все познается в сравнении, а оно в России не в пользу тех, кто привык жить от получки до получки и откладывать на серьезные покупки. В марте 2025 года наряду с ростом спроса на элитные авто продажи бюджетных иномарок рухнули почти вдвое. Хотя их столько завезли по параллельному импорту, что стоянки затоварены и автосалоны соревнуются в «льготных схемах» продаж. На складах почти полмиллиона новеньких машин — это треть прошлогодних продаж, когда дилерам удалось их реализовать на 48,4% больше, чем в 2023 году. А нынче — все, затык.
Еще показательнее другое. Мы наблюдаем катастрофическое падение постоянных лидеров автомобильного рынка России — тольяттинских Granta и Vesta, самых «народных» по доступности, ценой в районе миллиона рублей. По итогам 2024 года Lada Granta разошлась тиражом более 200 тысяч, а китайский Haval Jolion стал лучшей из иномарок, но с показателем 84 тысячи. А ныне директор «АвтоВАЗа» Максим Соколов заявил, что в марте 2025 года автомобильный рынок России совокупно фиксирует падение продаж в полтора раза (по данным «Автостата», на 45,5% в годовом исчислении). И даже продажи Lada упали на 33%. То есть деньги закончились не просто у покупателей автомашин, а у наиболее бедных потенциальных покупателей.
Об этой тенденции свидетельствует не только авторынок. Месяц назад торговля зафиксировала снижение «чисто мужских» затрат на подарки к 8 Марта. Если в прошлые годы на ювелирные украшения для любимых приходилось около 10% предпраздничных покупок, то нынче показатель скатился до 6% (третье место). Хотя средний подарочный чек в сравнении с прошлогодним вырос меньше средней инфляции — с 19,7 тысячи рублей до 21,4 тысячи. Но куда больше мужчин (37%) предпочли или смогли потратиться лишь на парфюмерию и/или косметику, средний чек на которые составил 3,2 тысячи рублей. При этом подавляющее большинство подарков к женскому празднику (57%) составили цветы по средней цене чуть ниже 3 тысяч рублей за букет.
Есть данные и посерьезнее: за прошлый год спрос на яйца в России увеличился на 9%, что свидетельствует о росте их потребления как в домашних условиях, так и на малых предприятиях. В то же время спрос на ряд продуктов снизился: свинина (-53%), картофель (-33%) и чай (-30%) стали лидерами падения. Зато отмечен рост потребления маргарина — пищи бедняков.
При этом цифры Росстата показывают заметный рост доходов россиян за последние три года: с 57 243,7 рубля в 2021 году средней номинальной начисленной заработной платы до 87 952 рублей на конец 2024 года, а фактическую среднюю зарплату — в 51 380 рублей. Особенно благополучными по зарплатным данным выглядят данные за 2024 год, когда продолжалась гонка зарплат из-за дефицита кадров и «суммы прописью» в целом выросли на 18%. То есть на сережки к празднику вроде должно было хватить.
Но социологи Института социологии Российской академии наук (РАН) дают совершенно другую цифру: средние заработки в стране составляют лишь 30 708 рублей в месяц. И здесь нет никаких подтасовок. Все дело в том, что Росстат учитывает только данные от крупных и средних предприятий, а ИС РАН включает месячные доходы и в малом бизнесе, самозанятых и даже неформально занятых.
Иными словами, у академиков получается совершенно другая картина мира: по официальной, народ богатеет, по реальной — увы. И ведь даже Росстат подтверждает: 10% самых обеспеченных российских граждан владеют 31% совокупного объема денежных доходов населения, и на каждого в месяц приходится по 240 тысяч рублей. А последние 10%, то есть самые бедные, владеют 1,9% всех доходов граждан РФ и довольствуются 14 500 рублями в месяц. Конечно, в стране могут быть бедные, но ведь не настолько! Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам», отмечает, что средний доход 10% наиболее состоятельных россиян почти в 15 раз выше, чем у 10% наиболее бедных. При этом в странах ОЭСР этот разрыв существенно ниже — в среднем 9:1.
Есть своя статистика и у Центробанка — результаты «Всероссийского обследования домохозяйств по потребительским финансам — 2024». Выяснилось, что доходы 65% российских домохозяйств за последние два года действительно выросли, причем у 22% — более чем в полтора раза. Москва подтянулась до 162 тысяч рублей (в 2017 году было 73,3 тысячи). Санкт-Петербург, который традиционно отстает от столицы, имеет на семью в среднем 108,3 тысячи. В Поволжье с 2017-го зафиксирован почти двукратный рост — с 29,1 тысячи до 66,5 тысячи рублей. На Урале — 91,6 тысячи рублей (против 43,8 тысячи в 2017 году).
Однако рост опять-таки коснулся не всех. У 26% домохозяйств уровень доходов снизился, а у 9% остался прежним. Есть и географические перекосы: лишь 11 регионов РФ ныне могут похвастаться, что средняя зарплата там превысила 100 тысяч рублей. А 26 регионов недотянули даже до средних показателей по стране — номинальные начисленные зарплаты ниже 60 тысяч рублей. Может быть, стране нужны дополнительные программы типа «индустриализации отстающих регионов»?
Аналогично Центр макро-экономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) утверждает: к «глубоким аутсайдерам» по уровню производительности труда в России относятся деревообработка и легкая промышленность, где производительность в 30 раз (!) ниже, чем в лидирующих отраслях (а ведь была Россия «ситцевой страной»). Эти сектора отстают от уровня других стран Восточной Европы в 2,3-3,3 раза и в 8-11 раз по сравнению с США и развитыми странами Европы. Но программ вывода их из кризиса нет и, похоже, не предвидится. А неоднократные социологические исследования показывают уверенность двух третей населения этих территорий и отраслей, что, даже если люди здесь постараются работать больше и качественнее, их заработная плата не вырастет. Противоположной точки зрения придерживаются менее трети (29%) респондентов.
Жить лучше хочется всем. «Когда рост заработных плат в отдельных отраслях — 24%, а ВВП страны растет на 2-3,5%, нарушаются все пропорции, — говорит ведущий сотрудник ИНИОН РАН, доктор экономических наук Сергей Смирнов. — Ведь все эти зарплаты так или иначе попадают на потребительский рынок и ухудшают качество жизни малообеспеченных слоев населения. Потому что те, кто получил 24-процентный рост заработной платы, прежде всего со своими деньгами пойдут не только на автомобильный, но прежде всего на продовольственный рынок». Где цены предсказуемо растут.
Результат: сейчас в России 47 млн должников по кредитам. Это 57% экономически активного населения. И в среднем на одного заемщика приходится не один, а 2,3 кредита. А число тех, у кого за душой числится больше трех займов, всего за год выросло на 2 млн, до 11,2 млн человек. Почти 40% ипотечников расплатятся с банком и станут полноценными собственниками своих квартир в лучшем случае перед выходом на пенсию. Все это данные из недавнего исследования Центробанка на основе статистики кредитных бюро. И уже сегодня в стране более миллиона людей официально признаны банкротами. Их число в ближайшие годы будет быстро расти, считают эксперты.
Параллели
В Чехии борьба с бедностью приобрела общественный характер. Группа экспертов платформы «За минимальную достойную зарплату» в 2019 году подсчитала, какой должна быть минимальная заработная плата за полный рабочий день, обеспечивающая потребности взрослого с ребенком, досуг и даже небольшие сбережения. При этом учитывались расходы на питание, жилье, одежду, транспорт, здравоохранение, образование, мобильный телефон, интернет и даже небольшой резерв, а также рост цен. Получилось, что этот заработок должен составлять 45 573 кроны (примерно 1,8 тысячи евро) и ныне заработки 67% работников в Чехии недотягивают до этой суммы. Между тем, по данным государственной статистики, на которую ориентируются экономисты в правительстве, минимальная зарплата в стране в прошлом году составила 17 300 крон, средняя зарплата — 43 341 крону, а медианная — 37 227 крон.
Группа энтузиастов, в которую входят эксперты по социальным вопросам, экономисты, социологи и политологи, предлагает «сменить ориентиры» — разработать комплексную программу если не достижения, то хотя бы приближения работающего населения к «достойной зарплате». Но пока статистические данные показывают: вычисляемая общественниками «ориентировочная сумма», основанная на реальных ценах стоимости жизни, растет быстрее реальных чешских заработков. И откуда взять «прибавку», авторам программы пока неясно.