Выпуск пива в России может сократиться на 20-30%, а себестоимость приготовления его увеличится минимум на 10%. Так оценивает введение обязательной маркировки этого народного напитка сибирский пивовар и председатель совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман.
Маркировка вводится в стране с 1 апреля, и это станет самой несмешной шуткой для большинства сограждан. Не преувеличение: 84,1% российских семей, по данным исследований, хотя бы изредка покупали пиво в минувшем году (налегали на светлые сорта). Причем слабоалкогольное покупали 58,6% жителей, а безалкогольное — 37%. То есть ни о каком «пивном пьянстве» и близко речи быть не может. При этом постоянно рос спрос на отечественную продукцию. Импортное пиво покупали 32,7% россиян по сравнению с 37,2% годом раньше. Но это в «переходный год», когда о планах сворачивать производство объявили самые популярные импортные марки, немецкие и чешские.
А в нынешнем году поставки приостановили и иностранные производители «специалитетов», крафтового пива — из Великобритании, США, Скандинавии и Прибалтики. Как рассказывает глава отдела развития MarketBeer Василий Смирнов, они запрещают вывозить пиво в Россию, включая перегрузки в третьих странах.
И в этих непростых условиях у нас вводится обязательная маркировка продукта, фальсификация которого технически невозможна и практически бессмысленна. «Пиво отличается от остального алкоголя тем, что его практически невозможно подделать, — говорит признанный эксперт пивоваренного производства Ораз Дурдыев. — Для того чтобы это сделать, его нужно сварить заново...»
Минувшим летом, когда предложение об обязательной маркировке еще обсуждалось, Союз российских пивоваров обратился к президенту Путину с просьбой не вводить ее в действие, не ставить отрасль под удар. Свою позицию авторы обосновывали цифрами и делали вывод: маркировка не повысит, а, наоборот, снизит эффективность работы отрасли, и без того находящейся под давлением. Тут и отказ западных поставщиков поставлять оборудование и запчасти, и дефицит отечественного хмеля, и рост цен на солод, стеклотару, алюминиевую банку, пробку, этикетку и прочее. Но сильнее всех аргументов оказалось мнение Минфина.
«Пиво и пивоваренная продукция в РФ не станут дороже после того, как заработает закон о реестре производителей пива и пивных напитков», — оптимистично заверил замдиректора департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Александр Коробутов в Совете Федерации. — Маленькие пивовары обеспокоены, и совершенно правильно. Что касается подорожания — счетчики-то все равно придется ставить, но это небольшие затраты, копейки«.
Правда, зачем это делается, так и осталось загадкой. С 1 октября новшество коснется напитков в стеклянной и ПЭТ-таре, а с 15 января 2024 года — в остальных видах упаковки. Как рассказал журналистам исполнительный директор производителя оборудования для маркировки Antares Vision Group в России Антон Харитонов, потери от неправильного выбора технологии нанесения могут измеряться десятками, а для крупных производителей — и сотнями миллионов рублей в год.
В Минфине говорят про «копейки». А в итоге они обернутся миллионами, которые возьмут из нашего кармана.