Вчера губернатор Cамарской области Владимир Артяков провел совещание с руководством "АвтоВАЗа" и связанных с ним предприятий. Он назвал ситуацию в Тольятти "крайне неудовлетворительной". "Вероятно, нам придется столкнуться с ситуацией высвобождения работников не только завода "АвтоВАЗ", но и смежников", - сказал Артяков.
После совещания агентство "Интерфакс" со ссылкой на исполняющего обязанности президента компании Игоря Комарова сообщило о возможном увольнении 27 700 сотрудников завода. Через три часа пресс-служба компании опровергла эту информацию. "Информация о сокращении персонала на "АвтоВАЗе" не соответствует действительности", - говорится в официальном заявлении.
В начале этого года правительство оказало заводу поддержку, выделив 25 млрд. рублей, чтобы предприятие модернизировало производство. Рано или поздно эти деньги кончатся, уверен Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН. "Давать заводу деньги - все равно что делать трупу искусственное дыхание", - заявляет он.
Автозаводской альтруизм
Правда вышесказанное или нет, но на предприятии есть кого сокращать. Сейчас на заводе работает каждый седьмой житель Тольятти, всего около 110 000 человек. При этом, по данным Минздравсоцразвития, с октября прошлого года с предприятия уволили только 54 человека. Другие автозаводы увольняли работников тысячами. Например, предприятия "Группы ГАЗ" с начала кризиса сократили 36 600 человек, а завод "Ижавто" - 5500 человек.
Сам "АвтоВАЗ" пострадал от кризиса не меньше других. В первом полугодии, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи завода упали на 44% при общем падении рынка на 49%, составив почти 180 000 штук. На начало июля складские запасы завода насчитывали 80 000 автомобилей.
Производство на заводе будет полностью остановлено в течение августа, а с сентября на нем планируют ввести сокращенную рабочую неделю. Падение доходов работников при этом составит 50-60%. Средняя зарплата рабочих "АвтоВАЗа" в марте этого года составляла 17 300 рублей.
Это вызвало недовольство. Независимый профсоюз работников "АвтоВАЗа" объявил, что проведет 6 августа в Тольятти массовую акцию протеста против остановки главного конвейера и сокращения зарплаты в два раза. Мобильный телефон Петра Золотарева, лидера проф-союза, вчера не отвечал на звонки.
Под угрозой все
Увольнение четверти сотрудников стало бы существенным сокращением для "АвтоВАЗа". "Это практически максимальное сокращение, чтобы предприятие не потеряло возможности поддерживать функционирование", - считает Оксана Костина, территориальный менеджер отделений по массовому подбору персонала рекрутингового агентства Kelly Services. Если увольнения все же будут, то 70% составит производственный персонал, а 30% - штат вспомогательных отделов, например конструкторского бюро, отдела контроля качества, охраны труда. У вышеупомянутых специалистов, например, есть норма: сколько человек должен обслуживать каждый из них. Поскольку производственный персонал сокращают, будут пропорционально увольнять соответствующее число работников из отдела охраны труда и отдела кадров.
Наиболее молодые смогут переквалифицироваться в торговых представителей и в работников сферы обслуживания. Кто-то сможет уехать из города, например в расположенную рядом Самару. Но большая часть рабочих будут сидеть на пособии по безработице.
Сокращения должны коснуться в первую очередь топ-менеджмента, считают профсоюзы. "Руководство компании получает зарплату на уровне западных топов, однако не имеет квалификации подобного уровня", - говорит Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов России. Если уволят 27 700 работников, то не поможет никакая система общественных работ, уверен он.
А слухи ходят
Настроение у сотрудников "АвтоВАЗа" невеселое. "Ходят слухи, что в августе мы уйдем отдыхать насовсем", - рассказывает Анна, программист предприятия. По ее словам, в металлургическом цехе останавливают печи, которые очень трудно разжигать. Их не тушили даже зимой 2009 года, когда конвейер на заводе останавливали на полтора месяца. "Я и все мои знакомые ищем работу уже сейчас, но по моей специальности ничего в Тольятти нет, - сетует Анна. - Возможно, придется переехать в Самару или Москву".
Другой программист предприятия, Елена, рассказывает, что зарплата рабочих из-за месячного простоя упадет на 60% - до 4000 рублей в месяц. Сама она работает на заводе всего четыре дня и боится, что в сентябре его будут банкротить, так что ей придется искать новую работу. По ее словам, рабочие предприятия начинают подыскивать новые места. "4000 рублей можно и простым грузчиком получать, но далеко при этом не ездить (расстояние от некоторых районов Автозаводского района Тольятти до завода составляет 9 км. - "Труд")", - заключает она.
Сокращения
Сколько человек уволили автозаводы из-за кризиса
36 600 "Группа ГАЗ"
5500 "Ижавто"
5000 "КамАЗ"
3000 "ТагАЗ"
Источник: информация компаний