Как формируется кадровый резерв крупнейших российских предприятий, "Труду" рассказали их представители. Например, в "Газпроме" функционирует и развивается корпоративная система непрерывного профессионального образования, в рамках которой повышение квалификации и профессиональную переподготовку ежегодно проходят более 40 тыс. руководителей и специалистов, профессиональное обучение - около 130 тыс. рабочих.
В компании существует корпоративный институт с филиалами в Санкт-Петербурге и Московской области, который ежегодно реализует более 150 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов администрации.
Около 200 программ по основным направлениям деятельности компании ежегодно реализуется на базе Учебно-исследовательского центра повышения квалификации Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина.
ТРИ УРОВНЯ РЕЗЕРВА
Корпоративный университет холдинга "Сухой" регулярно проводит анализ кадрового состава, выясняя, на какие позиции потребуется кадровый резерв. Во внимание принимаются несколько факторов, в том числе возрастной состав руководителей, которые занимают данные должности в настоящее время, а также приоритеты в развитии структуры и проектов.
Затем сотрудники корпоративного университета совместно с руководителями подразделений определяют потенциальных кандидатов в резерв, рассказывают им о перспективах и возможностях. Участие в программах - дело добровольное. При этом сотрудники, как правило, с энтузиазмом относятся к новым возможностям, хотя это и связано с повышенной нагрузкой.
Разработаны три программы подготовки кадровых резервов. Программа "Резерв 1" предназначена для руководителей среднего звена, которых готовят на позиции руководителей верхнего звена. "Резерв-2" предусматривает подготовку линейных руководителей на уровень руководителей среднего звена. "Резерв-3" - программа для тех, кто не является руководителем в данный момент, но имеет лидерский потенциал.
Для участия в последней программе в конце 2007 года отобрали 14 молодых сотрудников. На первом этапе их подготовят к работе линейных руководителей. Этап рассчитан на один год и предусматривает не только тренинги и семинары, но и участие в реальных проектах. "На втором этапе группа продолжит подготовку и, мы надеемся, лет через пять-семь составит "золотой актив" управленческой команды", - рассказывает заместитель генерального директора холдинга "Сухой" Алексей Акимов.
И ТАБАЧНИКИ, И ПОЧТОВИКИ
В компании "Бритиш Американ Тобакко Россия" работает двухлетняя программа для выпускников вузов и бизнес-школ "Менеджер-стажер". Попасть в нее непросто, в год набирают около 20 человек. Отбор проходит по всей стране, после чего участники съезжаются в Москву, где полгода живут и учатся. "Если они хорошо себя зарекомендовали во время обучения, для них находится позиция в московском офисе либо они отправляются в свой город, но уже с повышением", - рассказывает директор по персоналу компании "БАТ Россия" Анна Урнова.
Системе подготовки кадров в компании "Почта России" всего три года. Здесь можно получить за счет работодателя высшее образование. Например, в профильных вузах "Почты России" -- Московском государственном техническом университете, Санкт-Петербургском университете телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича и ряде региональных вузов.
Для того чтобы сотруднику "Почты России" получить высшее образование за счет предприятия, ему надо отработать не менее пяти лет, а также принять участие в программе компании "Кадровый резерв". Правда, после получения образования сотрудник так просто с работы не уйдет: ему придется или отработать определенный срок, или вернуть затраты на обучение.
ЦИФРЫ
86%
московских предприятий тратятся на обучение сотрудников
53%
российских компаний тратят на обучение персонала 2% бюджета
2-3%
российских компаний тратят на обучение сотрудников 5-10% бюджета
Источник: собственные данные, кадровый центр "Анкор"