Количество людей, которые ищут работу, может составлять 8, а не 6,5 млн. человек, заявил Сергей Миронов, председатель Совета Федерации. Каверзы статистики заключаются в маленькой выборке, неправильной методологии подсчета, а также объясняются давлением региональных властей на центры занятости и предпринимателей.
Сергей Миронов обвинил в занижении данных о безработице Министерство здравоохранения и социального развития, а также региональные власти. По данным Росстата, сейчас в России 6,5 млн. человек находятся без работы, это около 8,5% экономически активного населения. Еще 2,2 млн. официально зарегистрированы безработными в центрах занятости. Сергей Миронов же считает, что реальная безработица приближается к 8 млн., а это 10,5% безработных в стране, то есть каждый десятый.
Это уже не первая претензия к подсчету числа безработных. Например, в июне претензии к Росстату высказал и Максим Топилин, заместитель министра здравоохранения и социального развития. По его словам, данные Росстата по безработице не всегда соответствуют действительности. В частности, в Курганской области майскую оценку безработицы в 25,6% уменьшили почти на четверть - до 18%. Кроме того, в мае этого года Росстат сначала опубликовал одну цифру по общей безработице - 7,5 млн. человек, а потом уменьшил ее на 13% - до 6,5 млн. человек. Корректировку ведомство никак не объяснило.
Плохая методика
В занижении числа безработных во многом виновата методология Росстата. "В категорию безработных попадает только тот, кто не имел никакого заработка за последнюю неделю", - рассказывает Анна Лукьянова, старший научный сотрудник Центра трудовых исследований Высшей школы экономики. Из-за этого снижается доля безработных летом, ведь каждый, кто имел хотя бы час шабашки, уже считается работающим. Кроме того, к работающим себя причисляют люди, которые трудятся на собственных огородах.
Ежемесячные отчеты Росстата вызывают много нареканий у специалистов. "Они используют маленькую выборку", - рассказывает Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. Для ежеквартальных исследований ведомство использует данные большего числа предприятий. Возможно, поэтому с начала года безработица в России необоснованно сильно скакала: в январе она составляла 6,5 млн. человек, в феврале выросла до 7,1 млн., а в марте снова упала до 6,9 млн. При этом число официально зарегистрированных безработных стабильно росло: 1,7 млн. - в январе, 2 млн. - в феврале и 2,2 млн. - в марте.
Власти давят на статистику
В занижении статистики виноват не только Росстат. В некоторых регионах администрация сознательно оказывает давление на предпринимателей, чтобы снизить число безработных. Например, при банкротстве завода предлагается уволить сотрудников после срока отчетности. В случае отказа администрация угрожает внеочередными проверками, которые осложняют жизнь и без того тонущей компании.
Подобное давление оказывается и на работников центров занятости. Их обязуют не регистрировать новых безработных, отказывать им по формальным поводам, сознательно увеличивают волокиту. В Челябинской области было вообще предложено выдавать пособие по безработице только в том случае, если зарегистрированный в центре занятости человек отработает на временной работе. Формально в это время он будет считаться работающим.