С 27 июня по 7 июля в Сербии и Латвии проходит женский чемпионат Европы по баскетболу. Участницы разыграют не только медали континентального первенства, но и путевки на Олимпийские игры в Токио — их получат первые пять команд. Каковы шансы у нашей сборной, которую тренирует немецкий специалист Олаф Ланге? Об этом размышляет олимпийская чемпионка, в недавнем прошлом одна из лучших баскетболисток мира, а сегодня старший тренер УОР № 4 имени Гомельского Елена БАРАНОВА.
Участвуют в чемпионате Европы 16 команд, разбитых на четыре группы. Из каждой группы первая команда сразу выходила в четвертьфинал, а вторые и третьи проведут матчи в 1/8 финала. Соперницы россиянок на групповой стадии — сборные Бельгии, Сербии и Белоруссии.
В 1950-1980-х сборная СССР была безоговорочным лидером мирового женского баскетбола: из девяти чемпионатов мира выиграла шесть. А уж в Европе не знала себе равных: из 22 чемпионатов континента не смогла выиграть лишь однажды, в 1958-м. И это было сенсацией...
Увы, теперь о таком можно только мечтать. Хотя и после развала СССР, лишившись воспитанниц из Прибалтики, Украины и других республик, сборная России будто по инерции продолжала оставаться в числе лидеров. Но последняя победа одержана на чемпионате Европы в 2011-м. После этого россиянки занимали в турнире 13-е, 6-е и 9-е места, а на чемпионаты мира и вовсе не могли отобраться. Как оно сложится на этот раз?
— К сожалению, в нашей сборной мало игроков, имеющих достаточно игрового времени и умеющих брать инициативу на себя. Основная часть россиянок — скамеечницы и подыгрывающие в своих клубах, где ведущую роль выполняют иностранки. Кроме разве что Анны Лешковцевой и Анастасии Логуновой, которые на первых ролях в МБА — чисто российском по своему составу клубе.
Сейчас в Европе слабых команд уже нет, так что для нынешнего состава сборной пройти следующий раунд — уже успех. Даже у белорусок довольно сильный состав — пару лет назад мы им проиграли и остались за бортом чемпионата мира. Сборная Сербии практикует «наглый югославский баскетбол» — девушки сильны в навязчивом прессинге, у них высокий процент попаданий со всех дистанций. Сборная Бельгии — призер чемпионата мира. Против них шансы у наших невысоки. Так что попасть в полуфинал для сборной России — на данный момент прыгнуть выше головы.
Почему в главных российских клубах на ведущих ролях иностранки? Одна из причин: работа с легионерами — прибыльный бизнес. Распространена система откатов, в которую вовлечены агенты: «Возьмешь в клуб моего игрока — получишь свою долю». А в отношении российских баскетболистов такого стимула нет. Владельцы клубов и спонсоры часто люди, в баскетбол не игравшие, а менеджерам, пришедшим к управлению «по дружбе», их легче убедить в наличии высочайшего мастерства у иностранного игрока. Тренер клуба зачастую не сам подыскивает себе исполнителей в клуб, а «принимает» хозяйство из 12 игроков, с которыми должен что-то делать...
В ближайшем будущем многое зависит от того, как руководство нашего баскетбола, мужского и женского, намерено строить свою политику. В Лиге ВТБ и еврокубках играют в основном иностранцы. Те россияне, которые не хотят сидеть на лавке, идут во второй дивизион — Суперлигу. В итоге соревнования в этом втором дивизионе стали намного интереснее: там и борьба, и непредсказуемость, и наши играют. Но уровень сборных падает, потому что у российских баскетболистов мало выступлений на высшем уровне.
При этом считаю, что процесс подготовки юной смены в российском детском баскетболе в целом идет эффективно, несмотря на трудности. Как ни странно, большая проблема — дефицит спортивных залов. Хотя, казалось, полноценное помещение для баскетбола на порядок дешевле, чем газон для футболистов или ледовая площадка для хоккеистов и фигуристов. Тренеров-энтузиастов по всей России много, так же как и детей, желающих играть в баскетбол. Но баскетбольным школам проблематично попасть в федеральную программу, согласно которой площадки строятся за счет денег местных и из центра. Из-за того, что регион не может выделить хотя бы 10% от необходимой суммы, клуб или спортшкола не могут попасть под субсидирование. В советское время детские команды тренировались и соревновались в городских дворцах спорта, но сейчас каждый старается заработать на своих помещениях, вот и со спортшкол хотят брать неподъемные суммы за аренду. Спортзалы обычных школ? Но тогда учились в одну смену, максимум в две. А сейчас зачастую в три, и спортзал занят под уроки физкультуры. Свои залы имеют большей частью лишь спортшколы Москвы и области, а также Санкт-Петербурга. В других регионах есть лишь приятные исключения.
Для сравнения: в США каждая общеобразовательная школа имеет свой специализированный баскетбольный зал с трибунами на тысячи зрителей. Таких нет даже у многих наших профессиональных клубов.