Недавние слова президента Владимира Путина, сказанные на заседании Совета по физкультуре и спорту, упали на удобренную почву. Глава государства поручил Минспорту и Федерации хоккея России обратить особое внимание на деятельность хоккейных агентов, переманивающих наших юниоров за границу, и чиновники на это пожелание отреагировали весьма рьяно. Уже на следующий день министр спорта Олег Матыцин сообщил: его ведомство совместно с депутатами Госдумы разрабатывает правовые акты, ограничивающие отъезд за рубеж российских хоккеистов, что поможет защитить интересы нашего хоккея, спортсменов, тренеров и спортивных школ.
Тенденция понятна, но черт, как обычно, скрывается в деталях. Если такого рода ограничения введут, то непонятно, каким образом они будут проводиться в жизнь. Прикажете не выдавать гражданам РФ загранпаспорта? Добавить к въездным визам еще и выездные, как в былые советские времена? И как быть с юными спортсменами и их родителями в других видах спорта? Ведь не секрет, что в России многие мамы-папы вкладывают немалые деньги, чтобы их дети достигли успеха в футболе, хоккее, теннисе, фигурном катании и других затратных видах спорта. С надеждой на то, чтобы лет через 10-15 их чада смогли заработать не только себе на безбедную жизнь, но и родителям помочь. Известны случаи, когда люди ради оплаты детям занятий спортом квартиру продают. И что, им тоже ставить в паспорт штамп «Не пущать»?
Вот что рассказал «Труду» старший тренер Ледовой академии «Высота» из города Озерска Челябинской области Игорь ЗНАРОК, младший брат бывшего и успешного тренера сборной России:
— Надо признать: наш вид спорта дорогой. Затраты на тренеров, на лед несут обычно спортшкола и клуб. А вот на экипировку раскошеливаются родители. Коньки, клюшки, щитки, шлем, одежда — вынь из кошелька 100 тысяч рублей. А ребенок растет. При дополнительных тренировках родители оплачивают также услуги тренера и аренду льда. Нередко им приходится тратиться на поездки детей на турниры — дорога, гостиницы и прочее.
Мое детство пришлось на годы, когда побеждала сборная Чернышева и Тарасова, и мы равнялись на мастеров с буквами СССР на груди. Нынешние наши воспитанники тоже болеют за сборную России, но больше мечтают играть в НХЛ. Запретами тут не поможешь — надо вести такую политику, чтобы юноши оставались в России и видели здесь условия для роста. Лет до 22 нашим талантливым ребятам лучше играть в России. А сейчас вывозят 17-18-летних, иногда и 15-летних. Стараются не только родители, но и агенты, которые берут деньги за услуги и порой бросают детей на произвол судьбы в чужой стране.
Известный в прошлом хоккеист, а ныне глава Федерации хоккея Москвы Андрей НИКОЛИШИН озвучил цифры, и они оказались не столь катастрофическими, как нас пугают.
— Московские хоккейные школы ежегодно выпускают около тысячи юных спортсменов, всего же из разных городов России их порядка 5 тысяч. А за границу ежегодно уезжают около сотни юных, до 18 лет, хоккеистов. Порядка 40 человек — в Северную Америку, столько же в Белоруссию, Казахстан, остальные — в Европу. Говорить про массовый отток игроков — большое преувеличение.
Раздаются голоса, призывающие заставить родителей платить государству компенсацию за воспитание юного атлета. И тут опять масса вопросов, кто кому и сколько должен. Особо дотошные родители могут ведь встречный иск выставить, подколов к нему счета за оплату тренеров, инвентаря, аренды площадок. И еще неизвестно, кто кому останется должен. Нажимать на патриотизм, вспоминать песню со словами «Раньше думай о Родине, а потом о себе»? Но тут такие скелеты из шкафа полезут, что чиновникам и депутатам мало не покажется.
А пока приходится напоминать, что действующих мостов между спортом российским и международным остается все меньше, куда больше встает шлагбаумов. И все чаще игнорируются правила, еще не так давно регулировавшие отношения наших федераций с международными. Взять тот же хоккей. Напомним: переговоры между НХЛ и КХЛ в 2008 году привели к подписанию меморандума о взаимном уважении контрактов. Договор не предусматривал выплат при переходе из КХЛ в НХЛ, зато с того времени заокеанские клубы не могут забирать игроков КХЛ с действующими контрактами. Если кто-то пожелает пойти по стопам Евгения Малкина, убежавшего в 2006 году из «Металлурга» в Питтсбург, ему потребуется выкупить свой контракт. Как, например, потом делал Сергей Плотников и некоторые другие.
Шведы пошли другим путем. Любой клуб НХЛ может взять хоккеиста с действующим контрактом со шведским клубом, заплатив компенсацию в 250 тысяч долларов, даже если это игроки уровня Форсберга и Сундина. Причем если последние четыре года хоккеист выступал за разные шведские клубы, то сумма делится между ними. Боссы НХЛ не отказались бы подписать аналогичное соглашение и с КХЛ. Но в нашем хоккее зарплаты выше, чем в Швеции и других странах Европы. Соответственно, и 250 тысяч показались бы мелочью. Хотя при наметившейся инфляции в стране и снижении сумм, выделяемых на спорт, следовало бы и командам, называющим себя профессиональными, умерить свои аппетиты. Особенно когда они просят финансовую поддержку из местных или федеральных бюджетов.
Действие того меморандума между НХЛ и КХЛ от 2008 года формально приостановлено в марте 2022 года. Но пока НХЛ и КХЛ вели себя добросовестно относительно контрактов друг друга. Пока...
Конечно, в этой ситуации интересно было бы услышать известного хоккеиста Вячеслава Фетисова, который блистал в сборной СССР, а потом наперекор государству проломил стену, уехал играть за океан и сделал там завидную карьеру. И снова приехал в Россию, и стал видным спортивным функционером, медийной личностью...
Что ж, приведем его слова: «Нам международная федерация не указ. Пусть в ИИХФ сами утираются санкциями против нас. Сегодня с ними нет никаких взаимоотношений, но есть антисанкционная политика нашего правительства, которое принимает решения. С другой стороны, президент говорит: нельзя самим уходить из международных организаций. Это очень важно. Рано или поздно это закончится. С третьей стороны, если международные организации так реагируют на нашу страну, надо ставить свои интересы во главу угла».
С одной стороны, с другой, с третьей... Вы что-то разобрали в картинке, нарисованной нам Вячеславом Александровичем? Я — нет. Борьба идей — это вам не схватки на пятачке или у бортика.