Мундиаль позади, а отголоски его все еще раскатываются по планете. В том числе и отголоски скандальные. На днях они громыхнули над Германией, чье футбольное хозяйство считается во всем мире едва ли не образцовым. Но... В России немцы чемпионат провалили, с треском вылетев на групповом этапе. Пресса немедленно принялась искать виноватых, и козлом отпущения был назначен полузащитник Месут Озил.
Положа руку на сердце, игрок лондонского «Арсенала», выступавший еще в двух топовых лигах, на поле был не хуже и не лучше партнеров. Но ведь оценивать тактико-технические действия хавбека никто даже не собирался. Газета «Бильд» вынесла на первую полосу майскую фотографию: на лондонском рауте Озил вручает майку с номером 10 президенту Эрдогану. А турецкий лидер для либеральной прессы — как красная тряпка для быка: всякого, кто к нему приближается, немецкие медиа моментально записывают в нерукопожатные.
Перед чемпионатом мира власти постарались эту историю замять, зато теперь из нее старательно раздувают скандал с политическим душком. Глава Немецкого футбольного союза Гриндель обвинил немца с турецкими корнями в отсутствии патриотизма. Генеральный менеджер сборной Бирхофф заявил, что надо было раньше задуматься об отстранении игрока от выступ-лений за национальную команду. А лидер правых популистов Кениг призвал «обрезать пуповину» и отправить домой Озила — «потому что в национальной команде должны играть футболисты, которые чтят родину, а не Эрдогана».
В ответ Озил через «Твиттер» сказал, что он думает о немецких СМИ: «Я не могу принять то, что пресса непрестанно винит мое двойное гражданство в проваленном чемпионате мира. Журналисты только критикуют мое турецкое происхождение и мое уважение к предкам». А вот что сказано им в адрес Немецкого футбольного союза: «Когда мы побеждаем, Гриндель и его союзники считают меня немцем, а когда проигрываем — я мигрант. Такое отношение вынуждает меня снять с себя немецкую футболку. Я не буду играть за национальную команду, пока буду видеть расизм и неуважение».
Ударил Озил, что называется, не в бровь, а в глаз. Не брошенный банан и не уханье на трибунах вынудили Озила пойти на прямое обвинение в расизме, а выступления прессы и руководителей немецкого футбола. И в этой полемике Озил — вовсе не мальчик для битья. Тут надо учитывать еще одно немаловажное обстоятельство. В «Твиттере» у полузащитника аж 23 млн подписчиков, газетам такие тиражи и не снились.
Реакция последовала массовая и предсказуемая: пользователи сетей дружно встали на сторону игрока. Гринделя призвали немедленно подать в отставку с поста главы союза, где не уважают игроков и в целом порядки недостаточно толерантны. Многие искренне негодуют: а почему это отмалчивается госпожа канцлер, которая так любит мигрантов? Из партии «зеленых» обиженному футболисту поступило предложение по завершении карьеры баллотироваться в депутаты и с трибуны бундестага отстаивать права нацменьшинств....
В общем, страсти разгорелись нешуточные. К футболу вся эта свара не имеет отношения. Это напоминает другую картину: финальный свисток давно прозвучал, матч окончен, счет на табло, а где-то в парке, приняв на грудь для храбрости, сошлись стенка на стенку фанаты. Так бывает, когда спорт смешивают с политикой. Даже если это делают из лучших побуждений, получается не коктейль, а бормотуха.
Как тут не вспомнить казус с игроком московского «Локомотива» Дмитрием Тарасовым, который надевал под футболку майку с портретом нашего президента. И вот на дворе февраль 2016-го, «железнодорожникам» играть с «Фенербахче», а после сбитого самолета отношения с Турцией — хуже некуда. Депутаты призывают московский клуб отказаться от поездки в Стамбул. Все-таки полетели, проиграли, турки провожают команды аплодисментами. И тут Тарасов снимает футболку, явив всем путинский портрет, — и стадион гудит, на поле летят монеты с зажигалками... Тарасов потом говорил, что сделал это из патриотических побуждений. Хотя футболистам свой патриотизм следует демонстрировать прежде всего игрой и результатом. Или хотя бы характером и настроем, что наглядно продемонстрировала наша сборная на минувшем чемпионате мира. Правда, Тарасова там уже не было...
Как справедливо заметил профессор Преображенский, двум богам служить нельзя: невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы иностранных оборванцев. Пусть политики занимаются политикой, а футболисты играют. И все при деле, и все довольны.