Главная Культура 00:07 22 Мая 2020 1137
Непросто наслаждаться искусством, когда боишься каждого чиха

Музеи держат дистанцию, но собираются приоткрыть двери

Елена Широян, искусствовед
Фото: © Zamir Usmanov. globallookpress.com

По мере того как в Европе, а теперь и в России постепенно снимают карантинные ограничения, о стремлении вернуться к нормальной жизни заявляют и музейщики. Только жизнь эта будет очень не похожа на ту, прежнюю.

Два месяца бытия без посетителей, в виртуальном пространстве, сформировали новую музейную философию. Учреждения культуры, как это следует из ряда недавних онлайн-встреч с их руководителями, не перестанут общаться со зрителями на дистанции, что как-то подравняет в правах столичных жителей, состоятельных туристов и население глубинки. Кстати, по данным пресс-службы Эрмитажа, на экскурсии, лекции, спектакли в режиме онлайн за последние недели пришли 28 млн пользователей со всего мира — в 6 (!) раз больше ежегодного количества посетителей музея, а ведь он традиционно считается одним из лидеров зрительского интереса в России.

А вот «живой» визит в музей грозит стать эксклюзивным удовольствием, подобно тому как хорошо изданная книга на бумаге становится особой ценностью в эпоху электронных библиотек. Суровое предостережение прозвучало из уст директора Государственного Эрмитажа и президента Союза музеев России Михаила Пиотровского: «Никогда не будет больше такого большого, почти неограниченного доступа в музей. Очень долго будет жесткий способ ограничений». То есть попасть в Эрмитаж будет сложнее, чем прежде, когда постоял в очереди — и вот ты уже в залах. Придется планировать визит заранее.

То же самое обещают директора ведущих московских музеев: добро пожаловать, но теперь только по сеансам. Немного грустно, что из общения с прекрасным выпадает счастливый элемент спонтанности. Но теплится надежда: наконец-то не придется смотреть выставки в плотной толпе. Правда, еще вопрос, удастся ли на них попасть вообще: ведь при неизбежных строгостях посткарантинного режима (маски и дистанцию между людьми отменять никто не спешит) былых цифр посещаемости в 500-600 тысяч человек вряд ли достичь. Тем временем самые дальновидные ценители красоты уже сейчас покупают билеты впрок — музеи продают их в интернете с открытой датой: кто сейчас скажет, когда закончится глобальный форс-мажор?

А пока свой профессиональный праздник 18 мая музейщики отметили одинокими беседами в интернете, ныне заменившими шумные акции, да проведенной опять-таки на удаленке Ночью музеев, по правде говоря, мало кого удивившей — у нас эта ночь длится уже два месяца.

Нет сомнения, виртуальные визиты еще долго останутся в тренде. Даже после прекращения жесткой самоизоляции далеко не все рискнут на реальный поход на выставку — мы ведь теперь в буквальном смысле боимся каждого чиха. Хотя самый совершенный монитор не заменит живого общения с картиной или статуей: и краски другие, и размер имеет значение, и сам факт, что находишься внутри этакой пещеры Аладдина.

Посмотрите, как уныло, несмот-ря на обилие поздравлений, отпраздновали 125-летний юбилей Русского музея: ну не производят на экране гаджета «Последний день Помпеи», «Медный змий» или «Ангел Златые Власы» даже отдаленно того грандиозного впечатления, что в подлиннике. Не удалось придать патетического звучания и выставкам к 75-летию Победы, хотя порой они содержали пора-зительные открытия. Точно так же придется уйти в интернет одному из главных юбиляров 2020 года Ленину. Директор Исторического музея Алексей Левыкин пообещал заново создать знаменитый некогда, безусловно уникальный Музей Ленина, но пока только виртуально. А какие-то проекты вовсе подвисли — кто знает, доедет ли, например, до ГМИИ имени Пушкина обещанная на 2021 год выставка из крупнейшего неаполитанского собрания Каподимонте:

Теперь о коммерческом аспекте. Будучи в подавляющем большинстве государственными бюджетными учреждениями, музеи неплохо умеют зарабатывать. И «локдаун» сказался на их кассе весьма болезненно: при непроданных билетах на экскурсии и лекции, нераскуп-ленных каталогах и сувенирах в одной лишь Третьяковке убытки оцениваются в 19 млн рублей в неделю. Ряд музеев придется подкормить из бюджета: правительство России уже обещало Министерству культуры (а также отдельными строками — Эрмитажу и Большому театру) 3,8 млрд рублей из резервного фонда, поскольку «на фоне коронавирусной эпидемии эти учреждения перестали работать и не справляются с финансовым обеспечением». Наверное, что-то подкинут и другим культурным организациям — «после мониторинга их финансового состояния», с учетом изменения условий и количества работы. Понятно, музеи готовы принимать минимум вдвое меньше посетителей — ради того, чтобы было кому приходить в эти залы. Ведь если публика сляжет с пресловутой «второй волной», кто тогда понесет в кассу свои денежки?

Что до музеев, расположенных в столице, то они полагают открыться не позднее июля. И сулят показать все те выставки, которые «в мирное время» были бы открыты уже сейчас. В Кремле это «Шедевры русской эмали», где обещаны артефакты даже из Великобритании вплоть до королевского собрания, в ГТГ — рассказ об искусстве эпохи застоя «Ненавсегда». Если вы, кстати, думаете, что застой — это сплошь официоз и тоска зеленая, смею вас разочаровать: в тот период художники, отработав госзаказ, творили в своих мастерских свободно, на собственное усмотрение, будто кто-то им твердо обещал, что придет час — и все их вольное творчество окажется востребовано на самом высоком уровне.

Например, сотрудники Третьяковки, работавшие на рубеже 1980-1990-х, могли бы многое порассказать о том, как собирали коллекцию, когда сняли запреты и разрешили покупать прежде «подпольное» искусство. Сама помню, как в здании на Крымском Валу заменили огромного гипсового Ленина, возвышавшегося над центральной лестницей, небольшой, но очень выразительной скульптурой Аделаиды Пологовой: ее деревянное с позолотой «Материнство» символизировало гуманизацию искусства, поворот в сторону частного человека и вечных ценностей. И это было на самом деле очень в духе периода, который лишь по недоразумению назвали «брежневским». Да и кто такой Брежнев? «Мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачевой», гласил анекдот той поры.

Интересно, что расскажут про нашу эпоху на фоне коронавируса?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9480
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7178
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?