Главная Культура 17:01 12 Апреля 2025 3625
Толстой и Мейерхольд проездом в Москве

В столице с успехом прошли гастроли старейшего театра Санкт-Петербурга

Анна Чепурнова
Фото Владимира Постнова предоставлено Александринским театром

Билеты на спектакли раскупили очень быстро, а в зрительных залах яблоку негде было упасть. Постановки, впервые привезенные в Москву, продемонстрировали умный, глубокий, сострадательный театр, который исследует отечественную историю и в то же время многое говорит о нас, сегодняшних.

Основной гастрольной площадкой стал МХТ им. А.П. Чехова. В его стенах символично было увидеть постановку президента Александринки Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр», созданную к 150-летнему юбилею со дня рождения всемирно известного реформатора сцены. Художественный театр был альма-матер для Мейерхольда, его фото украшает портретное фойе. В спектакле, созданном на основе документальных материалов, показана трагическая страница в судьбе мастера. Общее собрание коллектива Государственного театра им. Мейерхольда (ГосТИМа) в 1937 году, было посвящено статье Платона Керженцева «Чужой театр» в газете «Правда». В ней режиссер обвинялся в формализме, буржуазности и политическом банкротстве; в те страшные годы подобная публикация могла убить человека. Но актеры надеялись, что и театр, и его главу еще можно будет отстоять, если только он в духе того времени публично выступит с самокритикой – для этого и затевалось собрание. Самобичующую речь внешне похожий на Мейерхольда актер Владимир Кошевой произносит заученной скороговоркой, как некую формальность, закатив глаза и говоря: «я виноват в первую голову, но не я один». Но оказывается, что его актеры ждали от него совсем другого. Они тоже берут слово – и вдруг гнойным нарывом прорываются все их обиды на мастера, которые ему не посмели бы высказать в другое время. И то, что он в первую очередь блюдет интересы своей жены Зинаиды Райх, которую сделал ведущей актрисой. И то, что многие в коллективе ощущают свою невостребованность, а Эраст Гарин из-за этого даже ушел из труппы. Среди выступающих нет ни одного со столь же громкой фамилией, но все актеры, иногда со слезами на глазах, начинают клеймить режиссера, и от этого становится страшно. Параллельно – вставными отрывками-воспоминаниями в спектакле идут эпизоды чудесных репетиций мастера самых громких его спектаклей, где как будто происходит волшебство. Но это не спасает режиссера – театр решено закрыть, а его главу лишают права даже выйти на поклоны на самом последнем показанном спектакле труппы, «Даме с камелиями». В конце концов совершенно раздавленный всем произошедшим Мейерхольд покидает собрание под руку с Райх. Они очень медленно идут вглубь сцены, и это напоминает путь на Голгофу. Правда, его словно бы с небес озаряет голос из динамика, зачитывающий письмо Станиславского, не побоявшегося предложить опальному ученику место режиссера в своем оперном театре. Спектакль заканчивается, но чреда фотографий Мейерхольда, в том числе и последних, тюремных, которая проецируется на сцене, напоминает, что роковая статья, как пуля, догнала Мейерхольда: в 1940 году по приговору Военной коллегии Верховного суда он был расстрелян, а реабилитировали его лишь 16 лет спустя.

На большой сцене МХТ громко прозвучало и «Воскресение» худрука Александринки Никиты Кобелева по мотивам романа Льва Толстого. Декорация представляет собой интерьер вагона, напоминающий о поезде под названием жизнь, в котором мы все следуем к месту своего назначения. В самом начале решение помочь несправедливо обвиненной Катюше зажигает у Дмитрия Нехлюдова (Тихон Жизневский) огонь энтузиазма в глазах, и красивый герой в ладно сидящем костюме от этого кажется безумно обаятельным. Отныне он существует между двумя мирами: светских гостиных и тюремного ада. Интересно, что между ними вращаются и его знакомые, юристы и прокуроры. Но эти холодные и сребролюбивые люди предпочитают не задумываться над тем, что многие приговоры несправедливы, а заключенные подвергаются физическим наказаниям и умирают на этапе от жары и жажды. И только Нехлюдов по мере развития действия все больше внутренне содрогается от этого, лишь он один берет на себя труд внимательно вглядеться в лица арестанток в платках и телогрейках и выслушать их печальные истории.

Сегодняшняя одежда всех героев подчеркивает, что все происходящее в нем – вне времени. Во втором акте Нехлюдов вслед за Катюшей едет в Сибирь, и спектакль начинает напоминать роуд-муви. По дороге Дмитрию встречается и герой «Крейцеровой сонаты», убивший свою жену, и человек, рассказывающий историю персонажа другого произведения Толстого, отца Сергия. Все это пополняют копилку повестей о человеческих страстях, ведущих к преступлениям и боли душевной и физической. Нехлюдов практически все действие выглядит неким ангелом, посланным защищать Маслову и тех, за кого она просит. В финале Катюша (Мария Лопатина) наконец вновь обретает веру в людей и оставляет свой тон развратной женщины. На какое-то мгновение кажется, что наступает хэппи-энд: героиню оправдывают, они с Нехлюдовым окончательно примирились. Но сразу же становится ясно и другое: вместе по жизни они уже не пойдут, прежними не останутся, ведь рядом – тюрьма, в которой еще много невинных и страдающих людей с исковерканными судьбами. И из-за этого болезненно сжимается сердце.

 Екатерина и Вольтер ни разу не виделись в жизни, но встретились на сцене (Эра Зиганшина и Игорь Волков)

Другой спектакль Никиты Кобелева, «Екатерина и Вольтер» по пьесе Елены Сыловой, прошел в Доме-музее Станиславского. Казалось, постановка как будто создана для этого старинного здания с паркетом ХVIII века и парадным Онегинским залом. Роли императрицы и философа, которые переписывались 15 лет, но никогда не встречались, Эра Зиганшина и Игорь Волков исполняют столь блистательно, что хочется ловить малейшее изменение в выражении их глаз и каждый поворот головы. Актрисе удается передать огромнейший масштаб личности своей героини, озабоченной судьбой страны. А Вольтер здесь – милый льстец, сибарит в халате с кистями. Он иногда плутует с императрицей, но она ему все великодушно прощает, ведь переписка с ним возвышает ее в глазах Европы.  Люди на вершине одиноки, императрице приятно, что с кем-то можно поделиться своими заботами. Например, о прививке от оспы, которую Екатерина первой сделала в России, или о восстании Пугачева. Есть кому рассказать, что на севере страны нашли бивни огромных животных, по поводу этого Екатерина мило шутит: «Мои ученые пришли к выводу, что Россия – родина слонов и носорогов». Но, большей частью, разговоры идут о Русско-турецкой войне. Рассказывая об ужасе Алексея Орлова: «вода в Чесменской бухте была целый день красная от крови», императрица признается: «война – гнусная вещь, сударь». И в тоже время Екатерина замечает: «Я уже два года веду войну и вижу, что привыкают ко всему. Россия столь велика, что в некоторых провинциях даже и не знают, что страна воюет уже так долго». Все это навевает сегодняшние ассоциации.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5512
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5156
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...