Это первая часть дилогии, состоящей из двух полнометражных картин. Выход второй части под названием «Утомленные солнцем-3: Цитадель» планируется на конец года.
Замысел возник у Михалкова, когда он посмотрел фильм «Спасение рядового Райана»: по его словам, поводом стало не желание соревноваться со Спилбергом, а сам подход американского режиссера к своей истории. Михалков размышлял о том, как об этой войне рассказывается в нашем кинематографе, и пришел к выводу, что во многих картинах присутствует внутренняя цензура — «геройская, но в то же время как бы специально сформулированная и от этого клишированная». Он говорит: «Мой фильм — попытка рассказать о Великой Отечественной войне с неистовым желанием именно разбудить и возбудить национальный иммунитет к жизни и умению радоваться ей именно сейчас. И мне показалось, что история о дочери и отце, ищущих друг друга на фоне войны, может быть пронзающе затрагивающей».
«Предстояние» рассказывает о том, что происходит с комдивом Котовым, осужденным в 30-е годы как враг народа, в первые два года войны. Согласно официальным документам он расстрелян, но на самом деле остался в живых и попал на фронт рядовым штрафного батальона.
От возникновения идеи до конца производства прошло восемь лет. Участники съемочной группы в один голос уверяют, что дилогия о Котове — самая главная картина в их жизни. Оператор Влад Опельянц рассказывает: «Я учился смотреть на мир другими глазами, я стал по-другому, что очень важно для оператора, чувствовать свет». История о том, как Михалков приглашал Опельянца работать над картиной, давно гуляет в кинематографических кругах. Оператор отдыхал во Вьетнаме и, услышав по телефону предложение отправиться «в интересное плавание», долго отказывался верить в то, с кем говорит, считая звонок розыгрышем. В конце концов Михалков поинтересовался: «Ну тебе что, „Мохнатого шмеля“ спеть?»