
А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования» до «гениально». Режиссер оставил на сцене только четырех героев. По его замыслу, каждый несет свою правду и потому важен. И только ли Мышкин среди них страдает помутнением рассудка?
Роман Достоевского в стенах Вахтанговского театра уже появлялся — это была знаменитая постановка Александры Ремизовой с Юлией Борисовой в роли Настасьи Филипповны. Ее она блистательно сыграла и в знаменитом фильме Ивана Пырьева, вышедшем в том же 1958 году. Инсценировку к той театральной премьере делал Юрий Олеша, князя Мышкина играл Николай Гриценко, Рогожина — Михаил Ульянов, а Аглаю — Людмила Целиковская. Эти персонажи книги являются героями нынешней постановки.
Декорации красивы и сюрреалистичны: уходящая вверх под углом поляна с выбоинами, здесь же на сцене сухое дерево, кресло со столиком, две лампы. А в углу такие же сиденья, как и в зале. На одно из них садится князь Мышкин, выступая зрителем пьесы, которую перед ним разыгрывают. Князь жалуется на странные сны, которые ему снятся время от времени. Из этих снов и соткан спектакль. Так, Настасья Филипповна является на сцену с ножом в груди и начинает надрывно объясняться по телефону.
Выбор актрисы сначала озадачивает: Анна Дубровская вдвое старше своей героини из романа, и в первом акте создается впечатление, что она, впрочем, как и Рогожин и Аглая, слишком переигрывает. Это что-то декадентское, сказала бы Аркадина из чеховской «Чайки». В роли князя занят Константин Белошапка — молодой красивый актер. Он говорит тоненьким, почти детским голосом, донельзя застенчив, а в первом акте и вовсе выглядит свалившимся с Луны Незнайкой. Это, конечно, можно объяснить тем, что после долгого отсутствия в стране князю все внове. Но все-таки его наивность граничит с идиотизмом. Лишь временами Мышкин предстает проницательным, тонко чувствующим, но этого явно мало: у Достоевского это не просто робкий юноша, он человек, от которого исходит свет Христов — с пониманием и всепрощением своего ближнего. Но животворящие лучи, так много значащие в романе, в спектакле, увы, не ощущаются.
Анне Дубровской в конце концов все-таки удается передать состояние оскорбленной и униженной, но в то же время истово любящей женщины. Правда, выглядит она многоопытной — скорее Анной Карениной, чем Настасьей Филипповной.
Аглая, которую играет молодая звезда Вахтанговского театра Полина Рафеева, близка к своей книжной героине и по возрасту, и по темпераменту, и внешне. Она не только борется за Мышкина с Настасьей Филипповной, но еще и отчаянно пытается найти свое место в жизни, не желая быть просто генеральской дочкой.
Рогожин (Павел Юдин) эксцентричен на грани клоунады. В одной из сцен он оказывается с вывернутыми наружу кишками и сам себя зашивает иголкой. Сын купца влюблен, едок, желчен и опасен. Права Настасья Филипповна, говорящая, что Рогожин все доводит до страсти, и, если бы не любовь к ней, был бы одержимым дельцом, как его отец, скупым и безжалостным.
В спектакле много нестандартных ходов: одни заставили недоумевать, другие западают в душу. Красив и символичен момент, когда Мышкин, говоря о картине Гольбейна «Мертвый Христос», сам полураздетый ложится на диван в ту же позу, что и герой полотна. Однако в целостную картину эта экстравагантная постановка,в которой все герои немного безумны, для меня не сложилась.
Первый прогон спектакля, на котором я была, оказался затянут — 4,5 часа. Находящиеся в зале звезды Вахтанговского театра Людмила Максакова и Ирина Купченко показывали зрителям пример бодрости и выдержки. И все-таки, похоже, режиссер и сам почувствовал, что утратил чувство меры. И уже на следующий день спектакль стал на 40 минут короче.