Главная Культура Афиша 00:55 21 Марта 2025 902
Странные сны князя Мышкина

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования» до «гениально». Режиссер оставил на сцене только четырех героев. По его замыслу, каждый несет свою правду и потому важен. И только ли Мышкин среди них страдает помутнением рассудка?

Роман Достоевского в стенах Вахтанговского театра уже появлялся — это была знаменитая постановка Александры Ремизовой с Юлией Борисовой в роли Настасьи Филипповны. Ее она блистательно сыграла и в знаменитом фильме Ивана Пырьева, вышедшем в том же 1958 году. Инсценировку к той театральной премьере делал Юрий Олеша, князя Мышкина играл Николай Гриценко, Рогожина — Михаил Ульянов, а Аглаю — Людмила Целиковская. Эти персонажи книги являются героями нынешней постановки.

Декорации красивы и сюрреалистичны: уходящая вверх под углом поляна с выбоинами, здесь же на сцене сухое дерево, кресло со столиком, две лампы. А в углу такие же сиденья, как и в зале. На одно из них садится князь Мышкин, выступая зрителем пьесы, которую перед ним разыгрывают. Князь жалуется на странные сны, которые ему снятся время от времени. Из этих снов и соткан спектакль. Так, Настасья Филипповна является на сцену с ножом в груди и начинает надрывно объясняться по телефону.

Выбор актрисы сначала озадачивает: Анна Дубровская вдвое старше своей героини из романа, и в первом акте создается впечатление, что она, впрочем, как и Рогожин и Аглая, слишком переигрывает. Это что-то декадентское, сказала бы Аркадина из чеховской «Чайки». В роли князя занят Константин Белошапка — молодой красивый актер. Он говорит тоненьким, почти детским голосом, донельзя застенчив, а в первом акте и вовсе выглядит свалившимся с Луны Незнайкой. Это, конечно, можно объяснить тем, что после долгого отсутствия в стране князю все внове. Но все-таки его наивность граничит с идиотизмом. Лишь временами Мышкин предстает проницательным, тонко чувствующим, но этого явно мало: у Достоевского это не просто робкий юноша, он человек, от которого исходит свет Христов — с пониманием и всепрощением своего ближнего. Но животворящие лучи, так много значащие в романе, в спектакле, увы, не ощущаются.

Анне Дубровской в конце концов все-таки удается передать состояние оскорбленной и униженной, но в то же время истово любящей женщины. Правда, выглядит она многоопытной — скорее Анной Карениной, чем Настасьей Филипповной.

Аглая, которую играет молодая звезда Вахтанговского театра Полина Рафеева, близка к своей книжной героине и по возрасту, и по темпераменту, и внешне. Она не только борется за Мышкина с Настасьей Филипповной, но еще и отчаянно пытается найти свое место в жизни, не желая быть просто генеральской дочкой.

Рогожин (Павел Юдин) эксцентричен на грани клоунады. В одной из сцен он оказывается с вывернутыми наружу кишками и сам себя зашивает иголкой. Сын купца влюблен, едок, желчен и опасен. Права Настасья Филипповна, говорящая, что Рогожин все доводит до страсти, и, если бы не любовь к ней, был бы одержимым дельцом, как его отец, скупым и безжалостным.

В спектакле много нестандартных ходов: одни заставили недоумевать, другие западают в душу. Красив и символичен момент, когда Мышкин, говоря о картине Гольбейна «Мертвый Христос», сам полураздетый ложится на диван в ту же позу, что и герой полотна. Однако в целостную картину эта экстравагантная постановка,в которой все герои немного безумны, для меня не сложилась.

Первый прогон спектакля, на котором я была, оказался затянут — 4,5 часа. Находящиеся в зале звезды Вахтанговского театра Людмила Максакова и Ирина Купченко показывали зрителям пример бодрости и выдержки. И все-таки, похоже, режиссер и сам почувствовал, что утратил чувство меры. И уже на следующий день спектакль стал на 40 минут короче.

 

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Пушкинский музей первым показал редчайшую античную фреску

Елена Широян
Труд

Бесценный экспонат Воронежского музея отреставрировали в Москве. С камерной выставки «Возвращение воина» в ГМИИ имени Пушкина начинается новая жизнь италийской фрески IV века до н. э. — редкой...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 195
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....